«В детстве я не видел картин, но всем говорил, что буду художником»
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
07.09.2016 11:51
 

НИКОЛАЙ ГАЛИЧИН: «В детстве я не видел картин, но всем говорил, что буду художником»

Рубрика «Наши земляки» становится популярной среди читателей, о чем красноречиво свидетельствуют ежедневные звонки в редакцию. Никополь по праву гордится многогранностью таланта, родившихся в нем людей.

– Но ведь славу нашего города создают и те, кто переехал в Никополь, чтобы быть ближе к родным, по службе или просто потому, что по душе этот богатый край, – парирует нам живущий на Новопавловке Иван Засядьвовк. – Многие заслуженные, уйдя на пенсию, перестают бывать на виду. Они живут тихо, и всегда суетливое общество постепенно забывает о них. Вот я и предлагаю о таких масштабных фигурах тоже рассказывать на газетных страницах. Даже тему для первой публикации подскажу – художник Николай Галичин, стоявший у истоков создания в Никополе филиала творческой мастерской Союза художников Украины. В прошлом году исполнилось сорок лет с того дня, как в нашем индустриальном городе высадился этот «культурный десант». Это время войдет в историю города как старт в массовой популяризации изобразительного искусства

 

 

Любовь с первого взгляда

Наш читатель совершенно прав – в апреле 1975 года в Никополе появились творческие мастерские Союза художников Украины. А чтобы они имели официальный статус, надо было иметь не менее трех членов Союза художников. Но в родном Отечестве желающих приехать в Никополь не нашлось, тогда городские власти пригласили членов Союза художников СССР из Чимкента – Василия Каркоца, Вячеслава Фектистова и Николая Галичина.

– Познакомиться с городом мы прибыли в начале мая, – вспоминает Николай Галичин. – Никополь поразил яркими весенними красками, цветущими садами, чистотой и ухоженностью улиц. В первый день нашего пребывания прошел дождь, и по сравнению с югом Казахстана здесь очень легко дышалось. Интерес к городу появился с первой минуты, а любовь – с первого взгляда. С этими чувствами я и прожил последние сорок один год и плавно подхожу к юбилейному 85-му от рождения.

 

 

Жучки и стрекозы на пожелтевших газетах

Он родился в деревушке Панкрушиха на севере Алтая. По одну сторону единственной улицы, растянувшейся на несколько километров, был сосновый лес, по другую – степь. В окружении дикой природы он и рос, ощущая себя ее частью.

– В детстве я не видел художественных полотен, но всем говорил, что буду художником, – вспоминает Галичин. – Радостью были старые газеты, которые отец приносил для самокруток. На пожелтевших полях единственным в доме «химическим» карандашом я рисовал жучков, стрекоз и кузнечиков. Когда исполнилось четыре года, мне подарили коробку цветных карандашей. Их подточили, но год я ими не пользовался – не было бумаги. Составляло удовольствие вынимать их из коробки, рассматривать и снова класть на место.

 

 

Чем больше прожито лет, тем ясней воскресает молодость

В 1940 году отец Николая Галичина каким-то образом добыл паспорт, и семья сумела переехать в Алма-Ату. Здесь мальчишка уже имел возможность посещать изостудию и в первый же год получил первое место на республиканском конкурсе детских рисунков. Абрам Маркович Черкасский, возглавлявший жюри, посоветовал Николаю поступать в художественное училище.

– После окончания семи классов я на отлично сдал все вступительные экзамены, а вот геометрию завалил, – говорит Галичин. – В училище не приняли, поскольку не хватило балов. Но за меня заступился сам Абрам Маркович, и учиться я начал на условиях, что не буду получать стипендию. Было тяжело: отец не пришел с фронта, а мать, чтобы прокормить троих детей, сутками пропадала на трикотажной фабрике. Поэтому мне пришлось оставить училище и пойти на курсы младших помощников гидротехников. Кстати, их я окончил с отличием. Год работал на строительстве плотины на горной реке Тургень. Пацаном еще был – только восемнадцать, но поставил себя так, что и работающие на стройке зэки называли меня по имени и отчеству. Рабочие и провели в армию – служить довелось на торпедных катерах Тихоокеанского флота. Сначала был младшим пулеметчиком, а когда узнали, что я учился в художественном училище, забрали в штаб чертежником. Вот три года и рисовал огромные карты, делал схемы и т. д. За свою службу даже в отпуске два месяца был. Помню, к матери приехал не с пустыми руками, а с премией. При Хрущеве попал под сокращение, и сразу же пошел на второй курс училища. После окончания в 1957 году работал главным художником Акмолинского (потом – Целеноградского) областного театра. Помню, на «подъемные» деньги купили жене подержанное зимнее пальто с меховым воротником, а мне – китайские туфли красного цвета. Правда, недолго я ими «гордился», они развалились через месяц.

 

 

Театральный художник

Это только должность называлась «главный художник», а, по сути – единственный специалист-оформитель в театре. В первый же сезон Николай Галичин оформил 12 спектаклей и стал лауреатом «Театральной весны Казахстана». После этой победы Министерство культуры республики организовало ему длительную творческую командировку в Москву, из которой он вернулся «другим» человеком – более эрудированным и уверенным в себе. Художник признается, что везенье само шло ему навстречу. Где бы не работал, все давалось легко и непринужденно. Не исключением стала и краевая газета «Целинный край», в штате которой было много москвичей. Он – заведующий отделом иллюстраций.

– Помню, делал я коллаж на первую страницу из Всесоюзного совещания хлеборобов, – вспоминает Галичин. – Фотокоры набросали мне множество фотографий, а я уже подключал свою фантазию. В результате Никита Хрущев вышел в черном костюме, а во время выступления он был в белом. В те времена это было непростительной ошибкой, но я «отделался» лишь выговором. Работа в газете нравилась, даже несмотря на то, что по натуре я – «свободный художник», а тут строгая дисциплина и большая ответственность. Но, все же, поддался соблазну, когда поманили работой в театре и двухкомнатной квартирой в Чимкенте. Прямо с вокзала нас привезли в свою отдельную квартиру в районе новостроек. Чимкент показался раем – изобилие и дешевизна продуктов поражала. В этом раю мы и прожили 14 лет.

 

 

Рождение творческих мастерских

А в 1975-м в жизни Николая Галичина появился Никополь. В это время наш город интенсивно строился. Только бригада дважды Героя Социалистического Труда Дмитрия Ганчева ежемесячно выдавала «на гора» по одной пятиэтажке. Строили и другие бригады. Как после грибного дождя «поднимались» школы и детские сады, магазины и кафе. Тогда-то руководство города и решило открыть свои производственные художественные мастерские.

– Местная власть создала тогда все условия для производственной и творческой деятельности художников, – с благодарностью говорит Галичин. – В Никополь потянулись выпускники художественных учебных заведений со всего Союза. У истоков создания мастерских стояли Василий Усатюк, Николай Червоткин, Володя Симаков, Виталий Валсамаки, Александр Бердинских… Из России приехал Геннадий Шлыков, из Енакиево – Виктор Хоменко, Запорожской области – Василий Живогляд. С трубного завода пришел к нам Марк Продан. Коллектив был творческим и дружным. Это было самое плодотворное, самое радостное время для творчества. Мы часто выезжали на этюды и писали природу края, устраивали коллективные и персональные выставки, организовывали встречи со зрителями. Наши мастерские лично посещали руководители предприятий. При главном архитекторе города Викторе Ковтуне существовал архитектурно-художественный совет, на котором обсуждались вопросы оформления города. Мы активно включились не только в творческую, но и общественную жизнь Никополя.

Успех художников во многом зависел от руководителя. Первым, кто возглавил мастерские, был Евгений Сотников, ранее работавший главным архитектором города. Прекрасный человек, но не коммерсант, а в этом деле нужен был именно такой руководитель. До прихода Лидии Дробышевой старшие мастера менялись часто. А вот Лидия Алексеевна возглавляла мастерские многие годы. При ней художники имели максимальную нагрузку, а за работу получали хорошие премии. Она организовывала и общий досуг – ежегодно семьями ехали к морю…

Новая страница

А потом настали лихие девяностые, которые лишили художников не только средств существования, но и заставили оплачивать свои мастерские. Дружный коллектив начал распадался – одни уехали из Никополя, другие устроились на предприятия оформителями, третьи пошли в самостоятельное плавание.

– Я рад за коллег-художников, которые не только выжили в этих трудных условиях, но и создали новую страницу в изобразительном искусстве города, – говорит Галичин. – Рад, что Никополь славится высоким творческим потенциалом и имеет свой Союз художников.

 

 

Чувствующий вечность

Во все времена Николая Галичина считали современным художником, чувствующим вечность. В его сюжетном диапазоне не только лирика, природа и портреты. Многие работы художника посвящены истории Украины и края, народным традициям и обрядам, мистике. – Я рожден не только матерью, но и бором сосновым и полем полынным. В моей судьбе принимали участие русалки и нежные феи лесные, а со страстями-напастями знакомили лешие и домовые, – продолжает свое повествование Николай Галичин. – Будучи в горах Киргизии, встречался с местными шаманами, а уже на Никопольщине посчастливилось общаться с травником-знахарем дедом Еремеем. Так у меня и формировалось «языческое» восприятие окружающего мира. А влюбленность в историю казацкого края – от дружбы с краеведческим музеем, связь с которым я наладил с первых дней пребывания в Никополе. Из глубин души возникали идеи множества полотен, к примеру, на казацкую тему. 26 картин из серии «Чертомлыкская Сечь» я подарил городу для проекта «Никополь туристический» с условием, что выставка будет постоянной и бесплатной для никопольчан. К 375-летию со дня основания города на основе моих картин был издан комплект открыток «Годы минувшие» – как сувенир для гостей города. С этой же целью изданы книги «Сказание о Сечи Четромлыкской» и «Мистические травы Приднепровья».

Николай Галичин – член Союза художников СССР с 1966 года. Его изобразительное наследие находится в музеях Алма-Аты, Целинограда, Днепропетровска и, естественно, Никополя, в частных коллекциях в Украине и за рубежом. Полотна Галичина закупил Вышгородский культурно-исторический заповедник и т. д.

 

 

Музы Галичина

Но следует заметить, что творчество мэтра многогранно. С 1990-х Николай Егорович пишет стихи и прозу. Вот тогда и появились у него эти строки:

 

Опять втянуться не могу я в творчество,

Душа запуталась, в быту корчится.

За бесценок продаю мечту свою голубую,

Как проститутка на панели стою, торгую.

А совесть протестует моя строгая.

«Только б душу не продать!» – молю Бога я.

 

О Никополе поэт писал:

Летучим голландцем « носило меня,

Пока не бросил якорь на Каховском море.

Очарованный краем, не мог ни дня

Как молоды мы были…

Прожить без его легендарной истории.

Николай Галичин уже издал пять сборников стихотворений, выпустил четыре книги рассказов и написал две повести. Готова к печати и книга о знахаре марганецких плавней «Мистические травы Приднепровья. По сказам деда Еремея», но вот только спонсоры неохотно идут на контакт с мастером. Николай Егорович сам копит деньги из своей пенсии.

– Мне кажется, что дед Еремей был последним характерником нашего края, – признается автор. – Лет тридцать назад я днями пропадал в плавнях, бродил с этюдником, писал природу и встречался с ним. Когда Еремей рассказывал свои удивительные истории, я увлеченно слушал. В общем, колоритнейшая фигура была. Знахарь и вдохновил меня на написание книги. Только жаль будет, если уникальные рассказы Еремея уйдут вместе со мной. К сожалению, годы «поджимают», да и здоровье «на грани» – к нам незаметно подступает вечер, запасы наших светлых дней редеют, совсем недавно полыхали жизни свечи, теперь фитиль коптит и тлеет…

Живописные полотна, станковая графика, стихи и проза, иллюстрации к рассказам – как результат любви Николая Егоровича Галичина к легендарной истории и людям нашего края. Он всегда верил и продолжает верить в добро, в этом и состоит гармония его творческой живой души.

 

Наталья РАЗУВАЕВА

 

 

 

 

 


Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.


AddThis Social Bookmark Button