НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
Главная Ассорти МАШИНА С «ПЕРЕБИТЫМ» НОМЕРОМ
МАШИНА С «ПЕРЕБИТЫМ» НОМЕРОМ
Рейтинг статьи: / 5
ХудшийЛучший 
24.07.2012 16:14

Купив краденое авто, можно и покупки лишиться, и деньги потерять. 

На днях мой сосед рассказал, как его приятелю по гаражу недавно пришлось расстаться с буквально только что купленным автомобилем. «Что, вскрыли гараж и увели?» – выдвинул я свое предположение. «Если бы! – как-то криво и грустно улыбнулся сосед. – Все гораздо печальнее и неожиданнее…». Оказалось, что семилетний «бумер», купленный с рук – ворованный, принадлежит другому владельцу и по закону подлежит возврату. «А как же деньги? Как такое могло произойти? Ведь, по документам, при покупке вроде бы все в порядке?» – «А вот так и могло, – вздохнул сосед. – Серёге не позавидуешь. Я знаю, как они с женой деньги собирали на машину, в последнем часто себе отказывали. И тут такое!». Мне самому стало не по себе. Но взыграл журналистский интерес: кого бы расспросить о продаже краденых машин и способах не попасться «на крючок»? И такой человек нашелся! Работает он в областном управления МВД и о возможностях раскрытия экспертными методами преступлений, связанных с угоном и легализацией автотранспорта знает всё. Ну, или почти все…

Улицы все большего количества крупных украинских городов залиты огнями броских рекламных вывесок с хорошо узнаваемыми названиями престижных мировых автомобильных концернов и брендов: Mercedes-Benz, Audi, Porsche, Ford, Alfa-Romeo, Jaguar, Maseratti... В витринах притягивают взоры сверкающие глянцевыми лакированными боками воплощенные в металл последние достижения мирового автопрома. Блеск и гламур, при котором забываешь про число нулей на ценниках этой роскоши.

Но почти в каждом городе есть и другое место – как правило, расположенное где-то на окраине, огороженное высоким забором, круглосуточно охраняемое, где также представлены различные марки автомобилей: и новые, и старые. Только выглядят они совсем непривлекательно: потерявшие весь свой лоск, запыленные, с выгоревшими от солнца салонами, с регистрационными номерами и без них, а главное – с бумажными наклейками на дверях с капотом и похожей на приговор адписью: «ОПЕЧАТАНО». 

Как попадают сюда эти автомобили? У многих из них – непростая судьба, у каждого – несколько владельцев в разных странах, некоторые побывали в руках «народных умельцев», которые делали им новую биографию и документы, изменяя идентификационные номера и подделывая регистрационные документы. На некоторые автомобили в компьютерной базе МВД Украины есть запись: «РОЗЫСК. УГОН. ИНТЕРПОЛ»!!!

Но общее у них одно: у всех у них есть (точнее, был) хозяин, который, купив автомобиль, и не подозревал о его криминальном прошлом.

Как же все-таки происходит, что купленный за свои заработанные (обычно – тяжёлым трудом) кровные автомобиль приходится вдруг отдавать? Как оградить себя от подобных «ловушек», выбирая и покупая машину?

На эти и другие вопросы нам любезно согласился ответить начальник отдела инженерно-технических и экономических исследований Научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра (НИЭКЦ) при ГУМВД Украины в Днепропетровской области подполковник милиции Аркадий Валерьевич МОРОХОВ

– Да, действительно, к сожалению, указанные факты не единичны, – начал он нашу беседу. – Следует заметить, что территории Днепропетровской области находятся 12 регистрационных подразделений ГАИ, на каждом из которых также работают эксперты сектора комплексного исследования транспортных средств НИЭКЦ при областном главном управлении МВД. Так вот, я вам приведу точные цифры по памяти: в 2011 году при осмотре автотранспорта, который проходил в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГАИ, в области экспертами НИЭКЦ было выявлено 177 (!) автомобилей с измененными номерами узлов и агрегатов. В 15 случаях был установлен первоначальный номер кузова, в шести случаях были установлены автомобили, которые находятся в розыске.

– Что же толкает автолюбителя на покупку краденого автомобиля?

– В том-то и дело, что большинство покупателей и не знают о том, что покупают краденое или нелегально ввезенное авто! Поскольку эти машины продают дешевле, покупатель может в отдельных случаях лишь строить догадки, откуда вдруг такая «скидка»! Но, дабы сэкономить деньги, человек отбрасывает вполне резонные сомнения и идет на выгодную сделку.

– Так что же вы посоветуете излишне доверчивым и лишенным совсем не лишней в подобных случаях осторожности покупателям подержанных авто?

– Учитывая участившиеся случаи выявления краденых или нелегальных машин, эксперты советуют автомобилистам, которые хотят сменить авто и планируют сделать это на авторынках, все же не соблазняться непривычно низкой ценой. Ведь если эксперт обнаружит, что номер кузова автомобиля подвергался изменению и установит его первоначальное значение, машину, конечно же, задержат. И уже суд будет решать: вернуть автомобиль законному владельцу или нет.

Например, недавно в моей практике был такой случай. Автомобиль «BMW-320CI» эксплуатировался по генеральной доверенности в течение трех лет. Однако при пересечении российско-украинской границы владелец автомобиля встретился с «приятной неожиданностью»: при досмотре автомобиля на таможенном терминале и сверки сотрудниками пограничной службы номеров и агрегатов с регистрационными документами оказалось, что свидетельство о регистрации вызывает сомнение в его подлинности. После этого автомобиль был задержан и транспортирован на территорию Государственной приграничной службы Украины в г. Харькове. При проведении исследования идентификационных номеров и свидетельства о регистрации автомобиля экспертами НИЭКЦ в Харьковской и Днепропетровской областях было установлено, что номер кузова и двигателя автомобиля подвергались изменению, свидетельство о регистрации и генеральная доверенность изготовлены кустарно с применением современной множительной техники. В ходе дальнейшего исследования эксперты применили один из криминалистических методов выявления удаленных знаков на металле. В результате был установлен первоначальный (оригинальный, то есть заводской) номер кузова. Проверкой по электронной базе ГАИ было установлено, что данный автомобиль числился в базе розыска похищенного транспорта на территории Украины. В результате оказалось, что законной владелицей этого «BMW» является жительница г. Днепропетровска, у которой автомобиль ранее просто угнали. Вот так, спустя 5 лет, авто вернулось к законному владельцу.

– Ну, цена ценой, и всё же… Мало ли, почему машина дешевая! Скажем, продавцу срочно деньги понадобились! Как же всё-таки не попасть впросак?

– При покупке авто на рынке или с рук есть только один способ не попасться на удочку злоумышленников, которые хотят подсунуть вам краденый автомобиль: перерегистрировать машину на себя, а не покупать ее по генеральной доверенности – то есть тогда, когда авто не перерегистрируют в регистрационно-экзаменационном подразделении (РЭП) ГАИ (ранее – МРЭО), и новый собственник по-прежнему управляет машиной по доверенности. Если же вы все-таки хотите рискнуть и сэкономить, то перед покупкой по доверенности потенциальному покупателю вместе с продавцом и выбранным автомобилем нужно приехать в РЭП ГАИ, чтобы там специалист провел осмотр номерных узлов и агрегатов автомобиля на предмет подлинности, и исследовал свидетельство о регистрации транспортного средства.

– Аркадий Валерьевич, скажите, насколько дорого нашему автолюбителю может обойтись проведение исследования автомобиля?

– Экспертное исследование транспортных средств и сопровождающих документов при регистрации или перерегистрации автотранспорта отдельно не оплачивается. Осмотр входит в общую квитанцию административной услуги. Если владелец или покупатель сам хочет проверить автомобиль, то по письменному заявлению владельца сумма за экспертный осмотр составит: 151 гривну 96 копеек за отечественный автомобиль или авто производства стран СНГ – 151 грн. 96 коп., за иномарку – 196 грн. 98 коп., за исследование мототехники – 34 грн. 40 коп. Если кспертиза установит, что автомобиль «чист», то его можно смело покупать.

– А в чем, собственно, состоит сама экспертиза?

– Несмотря на такую невысокую цену за экспертизу сам процесс выявления измененных номеров – не из легких. Прежде, чем объяснить способы выявления таких номеров, рассмотрим, как «перебивают» номера (VIN, кузова, двигателя).

Существуют две концептуальные схемы, по которым работает криминальный «автобизнес». Первая – сначала угнать машину, а затем легализовать ее; вторая – подыскать сначала «чистые» документы и номера, а лишь потом подбирать (а проще говоря, угонять) под них конкретный автомобиль.

В любом случае, основных вариантов «перебивки» номеров два:
1) собственно перебивка номера, т. е. «исправление» одних символов на другие, похожие (например, «3» или «9» – на «8»);
2) замена всей номерной площадки (старую вырезают, новую вваривают) или части кузова. Вот я вам покажу фото: на маркировочной площадке кузова автомобиля Volkswagen Passat были пять символов: «Y», «1», «8», «2», «7» были изменены (перебиты), соответственно, на «X», «4», «3», «0», «2» (см. Фото 1)

На кузове автомобиля «Ягуар Х-Type» изменена лишь одна цифра: тройка стала восьмеркой (см. фото 2)

На автомобиле «Фольксваген Гольф» фрагмент площадки с номером кузова вообще вварен в номерную панель кустарным способом (см. фото 3).

Опытный криминальный «специалист» в состоянии сделать безупречный поддельный номер. Тем не менее, экспертиза всегда может выявить подделку.

К традиционным методам, которые используются экспертами для восстановления первичного клейма транспортного средства, относятся, прежде всего, рекомендованные утвержденными служебными методиками химическое и электрохимическое травление, при которых происходит необратимое разрушение и уничтожение кристаллической решетки металла на исследуемых поверхностях. В практику проведения экспертиз все активнее внедряются и другие методы исследований, основанные на применении последних достижений криминалистической науки и современных технических средств – так называемый неразрушающий контроль.

Ранее Вы упомянули (в случае с BMW) о подделке документов. Это тоже можно выявить?

– Конечно! Хочется отметить, что покупатель также рискует попасться на удочку злоумышленников, подделывающих документы на авто. При частичной подделке документов преступники различными способами изменяют содержание настоящего документа (например, ранее внесенные в него знаки, обозначающие реквизиты лица, на которого он выдан, номера узлов и агрегатов транспортного средства), заменяют фотографии (или их части), подделывают части оттисков печатей и т. д. Способы подделки различны. Но и в этом случае на помощь придут эксперты: с применением современных научно-технических средств и опыта работы можно установить любую подделку.

– Интересно, сколько же нужно учиться, чтобы выполнять такие экспертизы?

– Мы учимся постоянно. Во-первых, по каждому виду исследования подтверждаем квалификацию каждые пять лет. Во-вторых, прогресс не стоит на месте, и поэтому наши эксперты всегда принимают участие в семинарах и конференциях, которые проводит и Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД Украины, и другие учреждения, готовые поделиться своим передовым опытом. Кроме того, мы и сами проводим научно-практические эксперименты, результатами которых делимся с коллегами в статьях и на семинарах. Так, что если есть желающие приобрести ответственную, но интересную профессию, добро пожаловать к нам!

– Скажите, Аркадий Валерьевич, где можно провести экспертизу жителям Никополя: для этого нужно ехать в Днепропетровск?

– Нет необходимости: в РЭП ГАИ Никопольского районного отдела работает наш эксперт, который имеет соответствующую квалификацию и опыт работы. Исключение могут составить лишь сложные экспертизы, требующие применения инструментальных методов. В этом случае, возможно, придется «гнать» машину в Днепропетровск.

А если у вас возникли какие-либо вопросы  по проведению экспертизы, можно позвонить по телефону канцелярии НИЭКЦ  (056) 375-20-39, где вам подскажут, к какому специалисту можно обратиться. А по вопросам  трудоустройства  в  экспертную службу  вы можете обратиться по телефону (056) 375-20-23

– Что ж, и напоследок: Ваши пожелания читателям? 

– Ну, во-первых, желаю иметь возможности на приобретение автомобиля! Во-вторых, быть очень внимательными при покупке «железного коня» и помнить о моих советах. Как говорят, «Скупой платит дважды». Если возникают какие-то подозрения в подделке – смело обращайтесь к нам. Не пожалеете!

 

Беседовал Эдуард СЛАБКИХ.


Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ