НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
Главная Консультация юриста Новый Уголовно-процессуальный кодекс
Новый Уголовно-процессуальный кодекс
Рейтинг статьи: / 8
ХудшийЛучший 
29.11.2012 19:45

Новый  Уголовно-процессуальный кодекс Украины (УПК), который вступил в силу 19 ноября 2012 года (кроме ряда положений, вступление в силу которых зависит от дополнительных отлагательных условий), некоторые юристы называют революцией в украинском законодательстве. Нормы нового УПК несут в себе не только изменения существовавших на протяжении десятков лет положений, но и абсолютно новые нормы и понятия, о которых ранее украинская юриспруденция лишь слышала.

Поскольку практически каждого из нас в той или иной мере может коснуться это новшество (кого-то самого или близких привлекут к ответственности, кто-то пострадает от преступления сам или в этой роли будут его родственники, друзья, знакомые), то я хочу рассказать читателям газеты об основных изменениях в уголовном процессе, которые вводятся новым УПК. Что же нового введено?

Отменена стадия уголовного процесса - возбуждение уголовного дела

Новый УПК предполагает, что досудебное расследование начинается с момента внесения ведомостей о преступлении в Единый реестр досудебных расследований, а не с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, как происходило ранее.

Фактически следователь либо прокурор обязаны в течение 24 часов после получения любого заявления или уведомления о преступлении (либо с момента самостоятельного выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении уголовного правонарушения) внести соответствующие ведомости в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование.

То есть, новый УПК полностью искореняет такое понятие как возбуждение уголовного дела, что может иметь следующие последствия:

- отменяется так называемая «доследственная проверка» заявлений о преступлении

Это означает, что любое заявление о совершении преступления, независимо от уровня его обоснованности, должно быть зарегистрировано в Реестре и надлежащим образом проверено. Соответственно увеличится нагрузка на органы милиции и прокуратуры, которые не смогут, как раньше, отказывать в возбуждении уголовного дела по заявлениям, которые не имеют перспектив в суде. Также это может стать причиной увеличения количества проверок правоохранительных органов по заявлениям, которые не имеют под собой достаточных правовых оснований.

В соответствии с новым УПК все процессуальные действия (оперативно-розыскные и следственные) смогут проводить только после начала уголовного производства по делу, то есть после передачи дела в суд и получения определения следственного судьи. Исключением из этого правила является только расследование тяжких и особо тяжких преступлений, при которых разрешается проводить негласные следственные действия на основании постановления следователя либо прокурора;

- отсутствие формального начала возбуждения уголовного дела отменяет возможность обжалования факта его возбуждения

Как известно, по старому УПК возбуждение уголовного дела начинается с вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, которое может быть обжаловано. С вступлением в силу нового УПК после внесения ведомостей в Единый реестр досудебных расследований направляется уведомление о подозрении конкретного лица, которое нельзя обжаловать.

Новый УПК предполагает обжалование только следующих решений, действий или бездействия следователя или прокурора: невнесение следователем сведений в Единый реестр досудебных расследований после получения соответствующего заявления, не совершение определенных следственных действий в установленный законом срок, обжалований решений о приостановлении досудебного расследования и решения об отказе в признании потерпевшим, действия при применении мер безопасности и неудовлетворение ходатайств о проведении следственных действий.

Все другие действия могут быть обжалованы только во время подготовительного производства суда, соответственно до передачи дела в суд, лицо, в отношении которого ведется расследование, не имеет возможности повлиять на закрытие уголовного дела.

Таким образом, в новом УПК основной упор сделан на защиту интересов лиц, заявляющих о совершении преступления, предоставив им широкие возможности для обжалования действия/бездействия органов МВД, оставив при этом без внимания интересы лиц, обвиняемых, часто необоснованно, в совершении таких преступлений;

- не указан срок оповещения о начале уголовного расследования лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения

Хотя в статье 3 УПК и прописано, что привлечение к уголовной ответственности (как стадия уголовного процесса), начинается с момента уведомления лица о подозрении его в совершении преступления, но нигде четко не указано в какие сроки такое лицо должно быть оповещено о том, что его подозревают и в отношении него ведется расследование.

На практике это может привести к тому, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может далеко не сразу узнать о том, что в отношении него проводятся следственные действия и, соответственно, лишается возможности своевременно отреагировать и защитить свои права.

Изменен порядок получения доказательств при расследовании уголовных дел

Новый УПК предусматривает, что прокурор будет направлять в суд не уголовное дело, а реестр материалов уголовного дела, что, по мнению разработчиков, должно исключить возможность давления на суд, а также получение следователем или прокурором показаний с применением насилия или угроз во время досудебного расследования.

Реестр должен будет содержать номер и наименование процессуального действия, проведенного в ходе досудебного расследования, а также время его проведения, реквизиты процессуальных решений, принятых в ходе расследования, дату и срок применения меры обеспечения уголовного производства. Обвиняемый и его защитник также будут иметь право подавать в суд свои материалы, что значительно повышает роль адвокатов в уголовном процессе, поскольку от предоставленных доказательств может зависеть исход всего судебного дела.

Таким образом, суд при рассмотрении уголовных дел будет основывать свои выводы исключительно на тех показаниях, которые он получил от сторон уголовного производства, или которые были предоставлены следственному судье в судебном заседании, а не на показаниях полученных следователем при досудебном расследовании, как происходило ранее.

Защитниками в уголовном процессе будут выступать исключительно адвокаты

В соответствии с новым УПК единственным защитником обвиняемого, подозреваемого, подсудимого и т.д. может быть только адвокат, данные которого внесены в Единый реестр адвокатов и адвокатских образований. По старому УПК защищать интересы в суде могли как специалисты в области права, так и близкие родственники, опекуны, попечители.

Кроме того, новый кодекс значительно расширяет возможности адвоката в уголовном процессе, практически приравнивая его права к правам прокурора.

Так, со вступлением в силу нового УПК, адвокат обвиняемого будет иметь право производить следующие действия:

- представлять суду доказательства, привлекать свидетелей;

- самостоятельно привлекать экспертов для проведения экспертизы;

- получать с разрешения суда доступ к документам и изымать их;

- ходатайствовать о проведении следственных действий, участвовать в них и оспаривать отказ в их проведении.

Отменена возможность направлять уголовные дела на доследование

Новый УПК отменил возможность направлять уголовные дела на доследование, которое ранее существенно затягивало рассмотрение уголовных дел. Это означает, что теперь судебное рассмотрение должно закончиться только обвинительным или оправдательным приговором. Данное изменение, на мой взгляд, является одним из наиболее позитивных во всем новом кодексе, так как приведет к сокращению сроков рассмотрения уголовных дел, а также может положительно сказаться на качестве работы следственных органов, поскольку судьба приговора зависит теперь от единожды проведенного расследования, без возможности его повторить.

Ограничен срок расследования преступлений

Среди важных изменений, введенных новым УПК, как мне кажется, является определение срока расследования преступлений. В частности, срок расследования преступлений средней и небольшой тяжести не может превышать 6 месяцев, а срок расследования тяжкого преступления не может превышать 12 месяцев, тогда когда по старому УПК срок содержания под стражей на стадии расследования  составлял от 2-х до 18 месяцев

Изменены права прокурора

По новому УПК следователи прокуратуры больше не будут заниматься расследованием определенных категорий дел. Правда временно, сроком на 5 лет, следственные полномочия у прокуратуры останутся, но только в отношении правоохранителей, военных, государственных служащих первой-третьей категорий и судей. В течение 5 лет государство создаст новый орган, который будет расследовать преступления, совершенные эти лицами. В дальнейшем прокуратуре будет оставлены полномочия общего надзора и руководства за досудебным расследованием вплоть до утверждения обвинительного акта. В частности, прокурор будет иметь право давать следователям обязательные для исполнения поручения, проводить проверки, истребовать материалы для ознакомления, инициировать проведение следственных действий, отменять незаконные постановления следователей, поддерживать государственное обвинение в суде и прочее.

При этом, следует подчеркнуть, что прокурор не имеет полномочий по наложению ареста на имущество, самостоятельного избрания меры пресечения, разрешения обыска и изъятия, поскольку такие решения будут приниматься исключительно следственным судьей.

Примирение с обвинением

Новым УПК вводится понятие «уголовно-процессуальные сделки обвиняемого с потерпевшим и обвинения с защитой», ранее не используемое в украинской системе права.

Такая сделка может быть заключена между обвиняемым и потерпевшим, а также между обвиняемым и прокурором. Правда, в последнем случае, только если ущерб от такого преступления причинен исключительно государственным или общественным интересам.

Вышеуказанные лица заключают договор, в котором согласовывают наказание, которое должно быть назначено обвиняемому судом, также определяется размер ущерба.

После заключения такого договора расследование или судебное рассмотрение прекращается. Однако примирение сторон не может применяться в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступлений.

Также новым кодексом предусмотрено упрощенное производство по делу, в случае признания вины подозреваемым. Так, согласно ст. 381 нового УПК, в случае, если подозреваемый беспрекословно признал свою виновность в совершении уголовного преступления, не оспаривает установленные досудебным расследованием обстоятельства и согласен с рассмотрением обвинительного акта в его отсутствие, а потерпевший не возражает против такого рассмотрения, суд по ходатайству прокурора будет иметь право рассмотреть обвинительный акт в упрощенном порядке, без проведения судебного рассмотрения в судебном заседании.

Введен суд присяжных

Новый УПК вводит ранее не применяемый на Украине суд присяжных, призванный стать дополнительным обеспечением защиты прав обвиняемых в уголовном процессе. Следует отметить, что суд присяжных имеет ограниченное применение - в случае обвинения лица в совершении преступления, за которое предусматривается наказание в виде пожизненного заключения. Состав суда присяжных является довольно специфичным, поскольку включает двое профессиональных судей и трое присяжных, отбор которых будет происходить при помощи автоматизированной системы документооборота суда.

Как ранее сообщалось в нашей газете, в Никополе уже утверждены горсоветом кандидатуры 14 присяжных заседателей.

Новые меры пресечения

Решение о применении мер пресечения по новому УПК будут приниматься исключительно следственным судьей, по ходатайству следователя и прокурора. Кроме того, столь часто используемая ранее мера пресечения в виде содержания под стражей будет использоваться только в самом крайнем случае, если прокурор сможет доказать в суде, что применение любой другой меры не обеспечит выполнение подозреваемым или обвиняемым своих обязательств и не предотвратит возможные риски. Суд, при этом, имеет право каждые 2 месяца, а иногда и чаще, если посчитает это необходимым, проверять, целесообразно ли держать дальше лицо под стражей.

Также новым УПК применяются не используемые ранее меры пресечения, такие как домашний арест и залог.

На новых мерах пресечения, поскольку эти вопросы больше всего заинтересуют граждан, расскажу более подробно.

По новому УПК Украины предусмотрены такие меры пресечения:

- личное обязательство;

- личное поручительство;

- залог;

- домашний арест;

- содержание под стражей.

Временной мерой пресечения является также задержание лица.

Наиболее мягкой мерой пресечения является личное обязательство, а наиболее суровой - содержание под стражей. Если при рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения не будет доказано, что применение более мягкой меры не является достаточным, в удовлетворении ходатайства будет отказано.

Меры пресечения применяются: во время досудебного расследования - следственным судьей по ходатайству следователя, согласованному с прокурором, или по ходатайству прокурора, а в ходе судебного производства - судом по ходатайству прокурора.

Личное обязательство

Личное обязательство заключается в обязанности подозреваемого или обвиняемого выполнять предписания, предусмотренные УПК и возложенные на него следственным судьей или судом. Подозреваемому или  обвиняемому в письменном виде под роспись сообщают о  возложенных на него обязанностях и разъясняют, что в случае их невыполнения к нему может быть применена более жесткая мера пресечения и  наложено денежное взыскание в размере от 0,25  до 2 размеров минимальной заработной платы. Контроль выполнения личного обязательства осуществляет следователь, а если дело находится в производстве суда, то прокурор.

Личное обязательство подозреваемого или обвиняемого может заключаться в обязанности:

- прибывать по каждому требованию в суд или в другой  орган государственной власти;

- прибывать к определенному служебному лицу с установленной периодичностью;

- не отлучаться из населенного пункта, в котором лицо зарегистрировано, проживает или находится, без разрешения следственного прокурора или суда;

- сообщать следователю, прокурору или суду об изменении своего местожительства и/или места работы;

- воздерживаться от общения с любым лицом, определенным следственным судьей, судом, или общаться с таким лицом с соблюдением условий, определенных следственным судьей, судом;

- не посещать места, определенные следственным судьей или судом;

- пройти курс лечения от наркотической или алкогольной зависимости;

- приложить усилия к поиску работы или к учебе;

- сдать на хранение соответствующим органам государственной власти свой паспорт (паспорта) для выезда за границу, другие документы, дающие право на выезд из Украины и въезд в Украину;

- носить электронное средство контроля (ЭСК).

Как видим, данная мера пресечения является ничем иным, как видоизмененной  подпиской о невыезде. При этом круг обязанностей подозреваемого или обвиняемого значительно расширен и не ограничивается одним лишь обязательством не покидать место проживания.

Личное поручительство

Личное поручительство заключается в предоставлении лицами, которых следственный судья или  суд считает заслуживающими доверия, письменного обязательства о том, что они поручаются за выполнение подозреваемым, обвиняемым возложенных на него обязанностей  и обязуются при необходимости доставить его в орган предварительного расследования или в суд по первому о том требованию.  Количество поручителей определяет следственный судья или суд, который выбирает меру пресечения. Наличие одного поручителя может быть признано достаточным лишь в том случае, когда им является лицо, заслуживающее особого доверия. Поручитель может отказаться от взятых на себя обязательств до возникновения оснований, влекущих его ответственность. В таком случае он обеспечивает явку подозреваемого или обвиняемого в орган досудебного расследования или суд для решения вопроса о замене ему меры пресечения.

В случае же невыполнения поручителем взятых на себя обязательств, на него налагается денежное взыскание в следующем размере:

- в производстве по уголовному преступлению, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, или другое, более мягкое наказание - от двух до пяти размеров минимальной заработной платы;

- в производстве по преступлению, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, - от пяти до десяти размеров минимальной заработной платы;

- в производстве по преступлению, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, - от десяти до двадцати размеров минимальной заработной платы;

- в производстве по преступлению, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет, - от двадцати до пятидесяти размеров минимальной заработной платы.

Как видим, законодатель оставил только личное поручительство как более эффективную меру по сравнению с поручительством общественной организации или трудового коллектива.

Домашний арест

Домашний арест явление абсолютно новое для нашего государства (если, конечно, не принимать во внимание его применение в Российской империи) и заключается в запрете подозреваемому или обвиняемому покидать свое жилье круглосуточно или в определенный период суток. Домашний арест может быть применен к лицу, подозреваемому  в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Работники органов внутренних дел с целью контроля за поведением подозреваемого и обвиняемого, который находится под домашним арестом, имеют право появляться в жилье этого лица, требовать предоставить устные или письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением возложенных на него обязательств, а также использовать электронные средства контроля.

Применение электронных средств контроля заключается в закреплении на теле лица устройства, позволяющего отслеживать и фиксировать его местонахождение. Такое устройство должно быть защищено от самостоятельного снятия, повреждения или иного вмешательства в его работу с целью уклонения от контроля и сигнализировать о попытках лица осуществить такие действия.

Срок действия постановления следственного судьи о содержании лица под домашним арестом не может превышать двух месяцев. В случае необходимости срок содержания лица под домашним арестом может быть продлен по ходатайству прокурора в пределах срока досудебного расследования, однако совокупный срок содержания лица под домашним арестом во время досудебного расследования не может превышать шести месяцев. По истечению этого срока постановление о применении меры пресечения в виде домашнего ареста прекращает свое действие, и мера пресечения считается отмененной.

Залог

Залог заключается во внесении средств в денежной единице Украины на специальный счет, определенный в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, с целью обеспечения выполнения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него обязанностей, под условием обращения внесенных средств в доход государства в случае невыполнения этих обязательств.

Залог может быть внесена как самим подозреваемым, обвиняемым, так и другим физическим или юридическим лицом (залогодателем). Но залогодателем не может быть юридическое лицо государственной или коммунальной собственности или то, что финансируется из местного, государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, или в уставном капитале которого есть доля государственной или  коммунальной собственности, или которое принадлежит субъекту хозяйствования, находящемуся в государственной или коммунальной собственности. Размер залога определяется следственным судьей или судом с учетом обстоятельств уголовного преступления, имущественного и семейного положения подозреваемого, обвиняемого, других данных о его личности и рисков, предусмотренных УПК. Размер залога должен в достаточной степени гарантировать выполнение подозреваемым и обвиняемым возложенных на него обязанностей и не может быть заведомо непомерным для него.

Размер залога определяется в следующих пределах:

- в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, - от 1 до 20 размеров минимальной заработной платы (в настоящее время - от 1 134 до 22 680 грн.);

- в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении тяжкого преступления, - от 20 до 80 размеров минимальной заработной платы (от 22 680 до 90 720 грн.);

- в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления, - от 80 до 300 размеров минимальной заработной платы (от 90 720 до 340 200 грн.).

В исключительных случаях, если следственный судья или  суд установит, что залог в указанных пределах не способен обеспечить выполнение лицом, которое подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, возложенных на него обязанностей, залог может быть назначен в размере, превышающем 80 или 300 размеров минимальной заработной платы соответственно.

В случае невыполнения обязательств залогодателем, а также, если подозреваемый или обвиняемый, будучи надлежащим образом уведомлен, не явился по вызову к следователю, прокурору, следственному судье или в суд без уважительных причин или не сообщил о причинах своей неявки, или  нарушил другие возложенные на него при применении меры пресечения обязанности, залог обращается в доход государства и зачисляется в специальный фонд Государственного бюджета Украины. В случае обращения залога в доход государства следственный судья или суд решает вопрос о применении  меры пресечения в виде залога в большем размере или иной меры пресечения.

Залог, который не был обращен в доход государства, возвращается подозреваемому,  обвиняемому или  залогодателю после прекращения действия этой меры пресечения. При этом залог, внесенный подозреваемым, обвиняемым, может быть полностью или частично обращен судом на выполнение приговора в части имущественных взысканий. Залог, внесенный залогодателем, может быть обращен судом на выполнение приговора в части имущественных взысканий только с его согласия.

Содержание под стражей

Содержание под стражей является исключительным мерой, которая применяется исключительно в случае, если прокурор докажет, что ни одна из более мягких мер не будет действенна.

УПК устанавливает четкие критерии применения этой меры пресечения. Так, мера пресечения в виде содержания под стражей может быть применена только:

- к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, - исключительно в случае, если прокурором, будет доказано, что подозреваемый, обвиняемый не выполнил обязанности, возложенные на него при применении другой, ранее избранной меры пресечения, или не выполнил в установленном порядке требований о внесении средств в качестве залога и при предоставлении документа, который это подтверждает;

- к ранее судимому лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, исключительно в случае, если прокурором будет доказано, что, находясь на свободе, это лицо скрывалось от органа досудебного расследования или суда, препятствовало уголовному производству или ему сообщено о подозрении в совершении другого преступления;

- к ранее не судимого лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, - исключительно в случае, если прокурором будет доказано, что находясь на свободе, это лицо скрывалось от органа досудебного расследования или суда, препятствовало уголовному производству или ему сообщено о подозрении в совершении другого преступления;

- к ранее не судимому лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет;

- к ранее судимому лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;

- к лицу, которое разыскивают компетентные органы иностранного государства за уголовное преступление, в связи с которым может быть решен вопрос о выдаче лица (экстрадиции) такому государству для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, в порядке и на основаниях, предусмотренных УПК или международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

Но и в этих случаях следственный судья или  суд, при вынесении определения о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, обязан определить размер залога, достаточного для обеспечения выполнения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него обязанностей.

Отойти от этого правила и не определить размер залога следственный судья или суд вправе:

- относительно преступления, совершенного с применением насилия или угрозой его применения;

- относительно преступления, которое повлекло гибель человека;

- в отношении лица, к которому в этом производстве уже избиралась мера пресечения в виде залога, однако была им нарушена.

 

Анатолий СЕРЫЙ,
юрист

 

Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников".


AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ