НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Никополь и его история Река времени. Анатра и губернатор, Лендер и хромые свиньи, или Кое-что об истории никопольских дорог (продолжение)
Река времени. Анатра и губернатор, Лендер и хромые свиньи, или Кое-что об истории никопольских дорог (продолжение) Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
01.03.2020 08:29

(Окончание. Начало в №7)

В прошлом номере газеты «Проспект Трубников» мы рассказали о различных видах транспортного сообщения, существовавшего в местечке Никополь в конце ХIX века. Из второй части публикации вы узнаете о появлении первых мощеных дорог в нашем городе.

Основное движение пассажиров и грузов осуществлялось тогда по Думской (Атаманской), Днепровской и Ярмарочной улицам (последние две были уничтожены в 80-х годах прошлого века, во время реконструкции Старой части Никополя). Именно эти улицы и были замощены в 1899–1900 годах. Набережной называлась будущая Запорожская улица. Вот как описал её появление никопольский старожил Павел Копп: «В самом Никополе было два запорожских кладбища. Самое старое (остатки кладбища) находилось прямо на улице, названной по кладбищу Запорожской, и занимало место от спуска к Днепру Херсонской улицы и до базара. С детских лет я помню обветшавшие и почти поваленные на землю кресты, старинную часовню на берегу Днепра и запорожский курень во дворе Ющенкова. Исчезновение этого кладбища находится на совести городского магистрата и должно быть отнесено к 1901–1902 годам. Моя няня водила меня к месту, где когда-то была часовня, и там отмаливала свои грехи».

Набережная улица была к тому времени частично застроена. Согласно справочнику «Вся Россия» за 1893–1902 годы, здесь стояли дома купчихи Марии Турбабы, купца Дмитрия Гусева, купца Якова Шора, трактир Анны Лазаревой, дом Рубинштейзера, в котором находилось первое в Никополе фотоателье Кузьмы Кубацкого, и пр. После ликвидации запорожского кладбища Городская Управа, возглавляемая Алексеем Чеповым, распродала землю частным владельцам. Вскоре Запорожская улица стала второй по значимости после Екатеринославской. По её сторонам выросли склады, магазины, постоялые дворы и три лучших городских гостиницы – Милкова, «Россия» и «Германия». К 1910 году Запорожская улица была полностью замощена за счёт средств уездного земства и щедрых пожертвований никопольских купцов, кровно заинтересованных в качественных дорогах.

istoriya-ulica

Так мостили улицы в уездных городках XIX столетия

istoriya-sobor

В 1899 году на Херсонской горе, возвышенной части Херсонской улицы, через которую проходил оживлённый почтовый тракт, образовался овраг. Губернская Управа поручила засыпать упомянутый овраг подрядчику Аарону Бродскому. Тот протянул время и завершил ремонтные работы лишь в конце 1900 года. Наблюдавшего за его работами техника Нерадовского к тому моменту перевели в Мариупольский уезд на должность участкового инженера. Комиссия в лице инженеров Долголенко и Доковского, побывавшая в Никополе 14 апреля 1901 года, определить точный объём работ по засыпке оврага не смогла, т. к. к её приезду овраг был уже засыпан, место выровнено, и измерить бывший овраг не представлялось возможным. Воспользовавшись этим обстоятельством, хитрец Бродский затребовал от Губернской Управы 300 рублей. Управа справедливо сочла стоимость работ подозрительно высокой и не поленилась сделать запрос в Мариуполь инженеру Нерадовскому, прося его сообщить размеры засыпанного оврага. К счастью для Управы и к большому сожалению для Аарона Бродского, инженер оказался аккуратным и ответственным человеком. У него сохранился блокнот со всеми измерениями, из которого выяснилось, что овраг имел длину 150 м, а ширину и глубину – по 2 м. Исходя из этого, Управа оценила работы по засыпке оврага в 64 руб., т. е практически впятеро дешевле, чем просил Бродский. Поскольку овраг всё же был засыпан, то свои 64 рубля нечистый на руку подрядчик получил. Правда, лишь год спустя.

В 1898 году Уездное Земское Собрание, заслушав мнение гласного И. Н. Кранца, согласилось продлить сооружённую губернским земством никопольскую мостовую в направлении Екатеринослава и Херсона по крайней мере на полверсты, но из-за недостатка средств работы откладывались. В 1906 году Губернская Управа выделила 1.500 руб. на замощение Никитинской улицы (ныне – ул. Гетманской). Примерно в те же годы, благодаря купцам Ерлашову и Бабушкину, были покрыты булыжником Преображенская (Ивана Сирко) и Купеческая (Музейная) улицы.

В марте 1904 г. вблизи Никополя прошла Вторая
Екатерининская железная дорога. В связи с этим
возникла необходимость замостить дорогу к вокзалу «Никополь».
Работы по ее строительству были завершены в декабре 1913 года.

В марте 1904 г. вблизи Никополя прошла Вторая Екатерининская железная дорога. Жители нашего города получили новый быстроходный вид транспорта. Вот как описывал историк и краевед Павел Богуш приезд в Никополь всемирно известного композитора Сергея Прокофьева в июне 1909 года:

«Когда поезд остановился в Никополе, перед глазами Прокофьева предстал новый красивый вокзал с башенками и большими окнами. Сам Василий Митрофанович Моролев, одетый в праздничный костюм, поглаживая свои мопассановские усы, двинулся навстречу своему юному другу. Носильщик подхватил тяжелый чемодан Прокофьева, набитый нотами и партитурой его сочинений и произведений своих учителей, а также Скрябина, Вагнера, и понёс вслед за Моролевым и Прокофьевым. Оба радостно смеялись, острили. Прокофьев, высокий, ярко выраженный блондин, с красивым цветом лица и живыми глазами, степенно шествовал рядом с Моролевым. Уложив чемодан, оба разместились в экипаже. Кучер на великолепных рысаках – выездном экипаже земского ветврача – с ветерком проскочил поле, отделяющее вокзал от местечка.

– Вот он, наш город победы – Никополь, – сказал Моролев, показывая С. Прокофьеву городок, расположенный внизу, где широкой дугой протекал Днепр и виднелись зелёные плавни, а на берегу – золотые песчаные косы.

– Чудно! – подражая Моролеву, сказал Прокофьев».

Однако путь к вокзалу по раскисшей от дождя или мокрого снега дороге был не столь быстрым и приятным. Спустя месяц после открытия станции, 27 апреля 1904 года, никопольский городской староста Михаил Филиппов сделал в Городской Управе доклад, в котором говорилось, что в настоящее время езда к вокзалу «Никополь» производится усиленная, дорога к нему не замощена и в весеннее-осеннее время езда по ней будет невозможна. Средства же Никополя столь ограничены, что их едва хватает на покрытие неотложных и обязательных расходов, а других средств у города нет, поскольку все источники доходов исчерпаны. Собрание городских уполномоченных обратилось с ходатайством к Губернской Управе об устройстве мостовой от Никополя к станции за счёт Губернского Земства, на что получило ответ: «За недостатком средств указанное ходатайство отклонить».

istoriya-2

Новый городской староста Яков Витчинкин всё же сумел добиться выделения денег на строительство так необходимой городу мостовой к станции «Никополь». 20 декабря 1907 года Губернское Собрание пообещало выделить на эти цели около 18.000 руб. Планировалось устроить мощёную дорогу шириной 6 м и длиной 2,5 км. На деле всё оказалось куда сложнее. Выяснилось, что земля, по которой должна пройти новая мостовая, поделена на участки между крестьянами Никополя, и что на некоторых из них успели появиться постройки и заборы, повышающие стоимость участков. Ввиду этого Губернская Управа изменила направление дороги и несколько увеличила её длину. Теперь будущая мостовая должна была пройти большей частью по уже существующей крестьянской дороге, а частью по полям, что существенно уменьшало стоимость выкупа земли у её владельцев. Из-за этой задержки деньги на устройство мостовой поступили лишь в 1910 году. Затем два года пришлось ждать личного разрешения императора на отчуждение земли. К тому времени сильно подорожали строительные материалы. В частности, камень поднялся в цене с 28 до 45 руб., а песок – с 12 до 17 руб. за пуд. Всё это вместе взятое увеличило смету будущих работ до 30.000 руб. Наконец, весной 1912 года было получено Высочайшее разрешение Николая II на отчуждение земли, и Губернская Управа приступила к строительству дороги. Работы были завершены в декабре 1913 года, а летом 1914 года, по просьбе руководства Никополя, новую мостовую передали на баланс нашего города. Никопольская Управа обязалась «всегда производить на средства городского общества ремонт, содержание её в исправности, очистку от грязи, навоза, мусора, а также произвести по обе стороны мостовой посадку деревьев и иметь всегда заботу о рощении сих растений».

1 августа 1914 года началась Первая мировая война, и Никополю стало не до строительства дорог. Доходы бюджета не поспевали за растущими ценами на рабочие руки и стройматериалы. В 1917 году произошли две революции, и в Никополе началась вереница смены властей: большевики, австрийцы, петлюровцы, снова большевики, деникинцы, махновцы, опять большевики… Подводя итоги 1918 года, один из гласных Городской Демократической Думы писал в местной газете: «Прошёл, наконец, ужасный 1918 год. Сколько надежд и чаяний возбуждал он вначале и с каким разочарованием мы проводили его в вечность… Положение города теперь хуже, чем год назад... Город настолько «благоустроился», что после дождей, особенно же ночью, совершенно не пройти по улицам. Больница без белья, без медикаментов. Городская библиотека, единственная в городе, помещается в каком-то хлеву, а книги пришли в совершенную негодность, ибо нет средств привести их в божий вид». Далее гласный сообщал, что Дума постоянно ощущала неприязненное отношение к себе со стороны «имущих», полагавших, что та узурпировала их неотъемлемые права. Став у руля города при гетмане Скоропадском, эти люди прежде всего обезопасили себя: «Совершенно игнорируя собранный Управой материал по оценке недвижимого имущества, они поспешили зафиксировать с ничтожными изменениями прежнюю оценку. Смешно сказать, но всё недвижимое имущество в Никополе оценено в сумме около четырёх миллионов рублей. А налог с имущества – главная статья дохода города. Если бы они вздумали купить только два-три квартала в центре города, то им пришлось бы заплатить большую сумму... Просто позор, что городская касса вечно пуста при наличии в городе недвижимого имущества по крайней мере на 50.000.000 руб.! В городе несчастье, народное бедствие – массовая безработица, а все эти господа, у которых на народном бедствии карманы распухли, думают помочь беде грошовой филантропией, десятирублёвыми пожертвованиями, да и те приходится с трудом вырывать. Лишь бы им самим сытно жилось. Но они близоруки. Страшно подумать, чем всё это может кончиться».

Не видя иного выхода, Никопольская Городская Дума на своём последнем заседании 31 декабря 1918 года поручила городскому голове Григорию Головко ходатайствовать перед Правительством УНР о выдаче Никополю безвозвратной субсидии в 2 миллиона рублей. В связи с простоем и массовым закрытием предприятий из-за транспортного коллапса, в городе было множество безработных, он был переполнен беженцами и бывшими военнопленными, возвращающимися из германских лагерей. Всех этих людей городская власть планировала привлечь к благоустройству Никополя, и прежде всего к замощению Крымской улицы (ныне – ул. Шевченко), до которой в мирное время, ввиду скудости никопольского бюджета, не дошла очередь. Увы, этим планам не суждено было осуществиться, поскольку через две недели большевистские войска начали наступление на Киев, а в начале февраля, вслед за Киевом и Екатеринославом, заняли Никополь…

 

ПАВЕЛ ФИРСОВ. 

 

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку.
AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".