НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная НОВОСТИ Спецрепортаж Водитель завтрашнего дня – задача государственная
Водитель завтрашнего дня – задача государственная Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
12.02.2018 09:28

Андрей ТИМОФЕЕВ, председатель общественной организации «Асоціація ветеранів пасажирського транспорту м. Нікополь».


Сесть за письменный стол меня побудила актуальная проблема сегодняшнего дня – дефицит квалифицированных водителей на пассажирских и грузовых перевозках. Еще пару лет назад она не стояла так остро, а ныне усугубляется еще и оттоком водителей-профессионалов на заработки в страны Европейского союза: только в прошлом году с ООО «ПКП «Мотодор» уволились и уехали в Европу 64 водителя. Сегодня только на польских дорогах колесят более двадцати тысяч водителей из Украины, Казахстана и Белоруссии. Украинцев среди них – подавляющее большинство…

От chauffeur до водителя

В Украине первый автомобиль появился в 1895 году. Из французского было заимствовано слово «шофер», производное от «chauffeur». До появления автомобилей французское слово «chauffeur» обозначало на железных дорогах не механика или машиниста паровоза, а кочегара, затем оно было перенесено на того, кто управляет автомобилем, обеспечивает его «тягу».

Со временем в официальных и профессиональных документах слово «шофер» было заменено сочетанием «водитель автомобиля», буквально обозначающее «человек, указывающий путь кому-нибудь», т. е. проводник, провожатый. Свой обобщенный современный смысл слово «водитель» получило в 30-е годы XX века в связи с выпуском новых типов автомобилей, с развитием у нас автомобиле- и тракторостроения. С тех пор профессия водителя и стала профессией миллионов украинцев. 

Отток кадров

Сегодня буквально все регионы страны, и Никопольский край – не исключение, ощущают нехватку водителей-профессионалов, которым можно доверять безопасность перевозок. Этому есть объективные и субъективные причины, среди которых – постоянное эмоциональное напряжение на плохих дорогах страны, оторванность от семьи, изношенная техника и низкие заработные платы.

Непростая экономика Украины имеет немаловажное влияние на развитие и усовершенствование автомобильных перевозок, создала дефицит водительских кадров. Возложенная на водителей ответственность, а также специфический режим работы не компенсируются соответствующим материальным обеспечением. Что, к сожалению, в нынешних условиях в Украине сделать достаточно сложно. И как результат – потеря популярности профессии водителя. Из чего следует, что низкий размер заработной платы водителя является одной из главных причин нехватки профессиональных водителей. Кадры «старой закалки» уходят на заслуженный отдых, а современная молодежь стремится найти хорошо оплачиваемую работу с комфортными условиями. Вот и уезжают перспективные водители в Европу, где профессия водителя на пятом месте из числа наиболее востребованных среди работодателей Европы. К примеру, исследования транспортных компаний Европы подтверждают, до 2023 года рынок водителей только Германии потребует около 150 тысяч водителей, а ближайший сосед Украины – Польша – более 100 тысяч водителей. 

Водитель-профессионал

Сфера деятельности автомобильного транспорта общего пользования – особая, требующая специалистов качественно нового уровня: не только хороших умений по вождению, но и высокой этики в отношениях с пассажирами и работодателями, знания правовых основ организации местных и международных автомобильных перевозок. Знание современных автотранспортных средств, которые отвечают высоким международным стандартам активной и пассивной безопасности. Он должен быть сдержанным и уметь адекватно реагировать на все происходящее в пути. Этот сформированный положительный образ водителя пассажирского и грузового автотранспорта как специалиста высокого уровня и может служить примером для подражания. 

Материальная база

Сегодня к водителям автобусов, маршруток, такси и грузовых автомобилей – особые требования. К работе допускаются водители, имеющие соответствующую категорию, опыт работы и прошедшие проверку знаний правовых нормативов.

Для обеспечения безопасности перевозок, а также постоянное совершенствование технологии перевозок и организации движения, других технических усовершенствований в обеспечении движения создаются новые требования в повышении знаний и квалификации водителей. И весь процесс периодического повышения квалификации должен проходить на протяжении всего рабочего цикла водителя. Анализ материалов расследования резонансных дорожно-транспортных происшествий, допущенных водителями лицензионного транспорта в Украине, свидетельствует о том, что основная причина большинства случаев ДТП – это нарушение водителями Правил дорожного движения и низкая культура участников дорожного движения. Т. е. подтверждается факт недостаточного количества профессиональных водителей и ненадлежащей их подготовкой. К сожалению, в Украине все меньше и меньше остается автомобильных школ и автоучкомбинатов, а те, что существуют, зачастую имеют устаревшую технику, оборудование и учебные пособия.

Исследования транспортных компаний Европы подтверждают,
до 2023 года рынок водителей только Германии потребует
около 150 тысяч водителей, а ближайший сосед Украины
– Польша – более 100 тысяч водителей

Правда, Никопольская автошкола общества содействия обороне Украины, которая находится на улице Казака Гонты (бывшая Куйбышева), является приятным исключением из общей тенденции. Материально-техническая база школы, в том числе и автодром, соответствуют требованиям действующего законодательства Украины относительно организации подготовки и переподготовки водителей. Практические занятия проходят на современных легковых и грузовых автомобилях и автобусах в условиях автодрома и непосредственно на автомобильных дорогах. Молодые люди, которые избрали профессию водителя, получают квалификацию водителя категории «В» и переподготовку на категории «С», «Д» и «Е», а также подготовку водителей различных категории участников АТО. Одновременно опытные специалисты преподают необходимые знания по правовым основам организации пассажирских и грузовых перевозок. 

С надеждой на государственную поддержку

На вопрос «Кто же завтра сядет за руль автобуса или грузовика?» уже сегодня ясен ответ – необходима подготовка квалифицированных «водителей будущего». Разработка и внедрение Порядка повышения квалификации водителей транспортных средств для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов принадлежит к сфере государственного регулирования рынка услуг автомобильного транспорта. Следует отметить, что в соответствии с Соглашением про Ассоциацию между Украиною и Европейским союзом запланирована имплементация ряда регламентов и директив, в частности, что касается организации переподготовки водителей. Для этого необходимы реформированные в современные автошколы и автоучкомбинаты, в которых повышение квалификации водителей будет проходить за счет государственной программы профессиональной ориентации и профессионального мастерства с учетом европейских стандартов.

Помощь государства – первоочередность в решении этой проблемы, охватывающей не только экономику и безопасность движения на автомобильных магистралях, но и эмоциональное состояние самого общества.

Проблему профессиональной компетенции водителей не должны обходить стороной и местные власти: при их содействии должны осуществляться подготовка и повышение квалификации на местном уровне, обустройство современной инфраструктуры на маршрутах перевозок и обеспечение безопасных, экономичных и комфортных условий дорожного движения.

Кстати, по мнению многочисленной плеяды специалистов, периодическая переподготовка является одним из необходимых условий, которое непосредственно влияет на безопасность перевозок и дорожного движения. 

Хорошее должно иметь продолжение

Что касается популяризации профессии, то целесообразно вспомнить лучшие традиции прежних лет, когда на профессиональный праздник – День автомобилиста и дорожника – на уровне города в торжественной обстановке поздравляли водителей и награждали тех, кто работал без аварий и был лучшим среди водителей, обслуживающих городские маршруты. Десятки раз под аплодисменты руководителей города и автопредприятий Никополя, коллег на сцену выходили лучшие по профессии водители автобусов Дмитрий Дмитриевич НАУМЕНКО и Иван Прокофьевич ШТАНЬКО. Сегодня они седовласые ветераны – в прошлом году обоим исполнилось по 80 лет! За напряженные трудовые будни оба награждены государственной наградой – орденом Трудовой Славы ІІІ степени.

В далеком 1959 году водителем 2-го класса пришел в автобусно-транспортный парк Дмитрий Дмитриевич. От звонка до звонка без единой аварии отработал он 35 лет. Его хорошо помнят пассажиры многих городских маршрутов, в особенности №№15 и 22. Городскими автобусами, начиная с ЗИС-155, ЗИЛ-158 и заканчивая ИКАРУС-280, он проехал более 1 млн. 820 тыс. км, т. е. объехал земной шар 45 раз. Без малого три десятка поощрений как лучшего работника имел Науменко.

Не уступал ему и Иван Прокофьевич, освоивший профессию водителя на целинных землях. Десять лет он отработал в Казахстане, а в 1970-м приехал в Никополь. Уже водителем 1-го класса Штанько пришел на автопредприятие №03112. Работал на маршрутах №№5, 18, 24, проехал без аварий более 1 млн. 250 тыс. км, околесив земной шар 31 раз.

Вот такие у нас были водители-профессионалы!

Среди автотранспортников тогда ежегодно проводился конкурс-соревнование водительского мастерства, что также было стимулом к высоким показателям в работе. И это лишь сотая доля мероприятий, которые привлекали в профессию водителя молодежь.

В заключение еще раз сделаю акцент на том, что популяризация профессии водителя, их профессиональная подготовка и повышение мастерства – дело общее и очень актуальное в дне сегодняшнем. А для тех, кто действительно желает связать свою судьбу с автомобилем, автомобильная отрасль – прекрасная возможность проявить себя.

voditeli-timofeev

Андрей ТИМОФЕЕВ

voditeli-naumenko

Дмитрий НАУМЕНКО

voditeli-shtanko

Иван ШТАНЬКО

 



Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ