НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная НОВОСТИ Никополь и его история Река времени. ВОДНЫЕ ПРИСТАНИ СТАРОГО НИКОПОЛЯ (Окончание. Начало в №32)
Река времени. ВОДНЫЕ ПРИСТАНИ СТАРОГО НИКОПОЛЯ (Окончание. Начало в №32) Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
20.08.2018 10:15

Пороги и заборы

Движению судов по Днепру мешали пороги. Это были гранитные выходы Украинского кристаллического щита в виде скалистых гряд, которые перекрывали течение реки и создавали опасные водовороты и перекаты. Пороги вместе с россыпями камней поперек русла Днепра (заборами) и многочисленными отдельно лежащими гранитными камнями делали реку опасной для судоходства на протяжении 70 км от Екатеринослава до Александровска. Всего порогов было 9, забор – 30.

Работы по улучшению судоходства начались под руководством военного инженера Деволанта в 1799 году, но тогда не принесли результатов. В 1833–1854 годах по проекту инженер-майора Шилова в порогах прорубили специальные каналы и устроили плотины для прохода судов, но каналы были узкими и мелкими, пройти по которым могли лишь небольшие суда. Пароходы преодолеть пороги не могли, поэтому пассажирам, желающим путешествовать вниз по течению Днепра, приходилось в городе Екатеринославе пересаживаться в дилижансы. Выезжая из города ранним утром, дилижанс лишь к 9 часам вечера прибывал в Никополь, где пассажиры пересаживались на пароход, следующий в Херсон или Одессу. 

Судоходство

В связи с тем, что прохождение судов через пороги было чрезвычайно опасным предприятием, занимались этим особо обученные люди – днепровские  

лоцманы. В 1823 году, во время сильного весеннего половодья, им удалось вниз по Днепру провести через пороги небольшой пароход «Пчёлку», следующий из Киева в Херсон и принадлежащий графу Михаилу Воронцову, в 1825 году – его пароход «Надежду», а полвека спустя – железный пароход «Украинец», построенный сахарными миллионерами Яхненко и Симиренко. Подняться же вверх по течению Днепра, несмотря на все попытки, не мог ни один пароход.

Полностью судоходным Днепр стал лишь в советское время после постройки плотины Днепровской ГЭС. В результате этой стройки уровень воды поднялся на 50 м выше русла реки, и вода скрыла под собой все пороги и заборы. Открытие в Запорожье судоходных шлюзов в мае 1934-го позволило начать регулярные рейсы от речной пристани Никополя до пристаней, лежащих вверх по течению Днепра: Днепропетровска (ныне Днепр), Верхнеднепровска, Кременчуга, Черкасс, Канева, Киева. 

Хлебная пристань

pristan-hlebnaya

Хлебная пристань, 1914 г.

До 1917 года Никополь был известен ярмарками, проводившимися четыре раза в год. Благовещенская ярмарка организовывалась на Базарной площади. Три ярмарки – Вознесенская, Успенская и Дмитриевская – на Херсонской горе и занимали бывшую Ярмарочную площадь и территорию нынешнего стадиона «Электрометаллург». Купленное зерно и прочий товар с ярмарок отправлялся телегами по улицам Днепровской и Ярмарочной (затем Майзенберга) к набережной, где влево от городского сада (парк Пушкина) находилась хлебная (зерновая) пристань. К хлебной пристани весною, с апреля до июня, и осенью, с сентября до ноября, непрерывно подъезжали валки чумаков с зерновым хлебом, льном, салом и другими товарами для погрузки на лодки и дубы.

Рядом по ул. Довгалёвской были построены три огромных зерновых амбара (два из них разобрали в начале 50-х годов ХХ века, а один служит людям до сих пор, но уже по другому назначению). Также амбары, ныне разрушенные, находились на Екатеринославской, Купеческой (ныне Музейной) и др. улицах. Зерно разгружалось с телег, чумацких возов, а также доставлялось из амбаров непосредственно на баржи, каботажные лодки или дубы.

На Никитином Роге была верфь, на которой строили мореходные лодки тоннажем 500–5000 пудов (8–80 т) с носовым парусом и одной-двумя мачтами, а также дубы (большие лодки) с одной-двумя мачтами грузоподъемностью 50–500 четвертей зерна (1 четверть – 210 дм3).

Никопольская хлебная пристань считалась одной из главных зерновых пристаней Приднепровья. От нее в начале ХХ века отправлялось более 5 млн. пудов товаров, в т. ч. – более 3 млн. пудов зерна. Прибывало же на пристань грузов больше чем 1 млн. пудов. 

Лодочная пристань

pristan-lod

Лодочная пристань, начало ХХ века

Горожане, желающие совершить прогулку на вёсельной лодке или отправиться на городской пляж острова Орлова, лежащего против Никополя, спускались по Херсонской к берегу реки. Здесь находилась лодочная пристань, где за небольшую плату можно было взять напрокат лодку. Владелец пристани – известный купец Игнатий Ерлашов. Рядом находилась водная спасательная станция, которую он содержал за свои деньги. 

Лесная пристань

Грузовая (лесная) пристань находилась в конце ул. Заводской, на берегу Днепра. По этой улице грузы с предприятий города: завода земледельческих машин и орудий братьев Каршевских, кирпичного завода братьев Корольковых и др. – доставлялись к грузовой пристани и отправлялись водным путём по назначению.

В 1899 году купец Ефим Карпович Педенко вместе с тогдашним городским головой Подгурским и купцом Броном основали фирму, торгующую лесными материалами, – «Подгурский Александр Иванович, Педенко Е. и Брон В.». Впоследствии фирма перешла к братьям Ефима Педенко – Ивану и Василию. Последние занялись полной переработкой древесины, для чего в 1908-м построили собственный паровой лесопильный завод. На завод древесина поступала из Днепровских плавен. Сюда же поступал лес, сплавляемый по течению Днепра. На заводе братьев Педенко брёвна обрабатывались согласно заказам и отправлялись потребителям. Телефонный справочник Никополя за 1916 год сообщает о лесопильном заводе: «Паровой лесопильный завод, улица Довгалёвская, тел. 19. Владельцы – братья В. К. и И. К. Педенко».

Главная контора лесной пристани также принадлежала купцам Педенко и находилась рядом, на Екатеринославской горе. Лесопильный завод располагался близко к конторе, чтобы между ними мог происходить быстрый обмен информацией о заказах и грузах.

Лесопильный завод братьев Педенко до наших дней не сохранился.

Для справки. В Никополе жили пять братьев Педенко, все Карповичи. О Ефиме, Иване и Василии мы уже сказали. Четвертый брат – художник Дмитрий Педенко, окончивший в 1895 году Академию художеств и получивший за время учёбы 3 серебряные медали. Именно он открыл в 1919 году Никопольский музей изящных искусств. Пятый брат – врач Алексей Педенко лечил даже царскую семью.

Керосиновый склад «Братьев Нобель»

pristan-pas

Вид на пассажирскую пристань от ОСВОДа, 1948 г.

В 1904 году в четырех километрах от Никополя прошла Вторая Екатерининская железная дорога. Проблема для горожан заключалась в том, что к вокзалу вела грунтовая дорога. В сухое время года это не доставляло особых неудобств, но во время осенних дождей и весеннего таяния снегов подводы с пассажирами и телеги с товарами увязали в непролазной грязи. Никопольское купечество, в первую очередь исходя из своих интересов, в 1909-м обратилось к городским властям с просьбой провести от станции Никополь к грузовой пристани отдельную железнодорожную ветку. При этом купцы и предприниматели обязались полностью оплатить её стоимость. Железнодорожная ветка длиной 6 км прошла между сёлами Довгалёвка и Новопавловка до грузовой пристани, находившейся рядом с территорией нынешнего рыбзавода. Она называлась «Никополь – пристань».

Грузы по этой ветке как доставлялись к пристани, так и вывозились от нее. В частности, по ней подвозился керосин на склад «Братьев Нобель», которым заведовал купец Соломон Хануков. Одним из братьев Нобель был шведский изобретатель, миллионер и учредитель самой известной и престижной премии в мире – Альфред Нобель.

В 1935–1936 годах бывший керосиновый склад «Братьев Нобель» был расширен и превращён в нефтебазу, существующую и ныне. Железнодорожная ветка в 90-е годы ХХ была частично разобрана и в настоящее время сохранилась лишь до нефтебазы. 

Дни сегодняшние

Пассажирская и грузовая пристани работали до 1955 года – до заполнения водами Днепра чаши Каховского водохранилища. К тому времени, правда, грузовая пристань располагалась уже справа от пристани пассажирской. Из бывшей бухты «Казённая пристань» катера уже не ходили. В обмелевшей бухте организовали 25-метровый плавательный бассейн, где детей плаванию обучала тренер Мария Степановна Петровец.

С появлением в 1956 году рукотворного Каховского моря в районе бывшего Дома отдыха начал работу Никопольский речной порт, заменивший собой и пассажирскую, и грузовую водные пристани. К сожалению, местность, где до 1955 года находились все водные пристани города и бухта на Никитином Роге, ныне скрыта водами Каховского водохранилища.

 

Леонид КОЛЕСНИК,

Павел ФИРСОВ.

 



 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ