НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная НОВОСТИ Гвоздь номера Актуальное интервью. ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ИНКЛЮЗИВНЫЕ КЛАССЫ И УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Актуальное интервью. ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ИНКЛЮЗИВНЫЕ КЛАССЫ И УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
27.09.2019 11:08

shkola-10

В новом учебном году в школах появилось немало новшеств

Вот и прозвенел в школах первый звонок, провозгласив о начале нового учебного года. О его особенностях и готовности никопольских школ к учебному процессу нашей редакции рассказала начальник отдела образования и науки Никопольского горсовета Елена СЕЛЮТИНА.

shkola-9

– Елена Николаевна, как на сегодня никопольские школы подготовлены к новому учебному году?

– Готовность учреждений общего среднего образования Никополя к новому учебному году проверяла специально созданная городская комиссия, которая отметила высокий уровень подготовки как материальной базы помещений школ, так и информационно-методического обеспечения учебных кабинетов. Хотя работа по усовершенствованию материально-технической базы школ, безусловно, будет продолжаться в дальнейшем.

– Сколько детей в Никополе сели за парты 2 сентября?

– У нас в городе сегодня более 12,5 тысячи школьников, в том числе 1316 первоклассников.

shkola-7

За партой – только один ученик

– Какие нововведения планируются в этом учебном году?

– Если говорить кратко, то продолжится работа по внедрению проекта «Новая украинская школа» и экспериментальной деятельности «На крыльях успеха». Кроме того, будет проходить дальнейшая автономизация учреждений образования, учебно-воспитательный процесс станет более демократичным, а формы получения образования – более доступными для школьников.

Два года назад мы начали внедрять инклюзивное образование. Это когда преподавание и обучение проходит с учетом различных потребностей детей в обучении. Первым шагом на этом пути стало открытие на базе школы №24 медиатеки. После этого за деньги областной субвенции мы оборудовали две ресурсные комнаты для детей с особыми потребностями в школах №22 и №24. В этом же году у нас появилось еще шесть таких ресурсных комнат, оборудованных современной мебелью, оргтехникой, дидактическим материалом для детей. Кроме того, в школах оборудованы инклюзивные классы и классы выравнивания. Поскольку растет число детей, которые пользуются инклюзивным образованием, мы открыли инклюзивно-ресурсный центр, в котором занимаются школьники не только Никополя, но и Никопольского района.

Среди нововведений в этом учебном году, к примеру, несколько видов индивидуальной формы обучения – семейная, экстернат и педагогический патронаж.

shkola-2

Учиться стало интереснее

– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. В частности, чем эти формы обучения отличаются друг от друга?

– Для начала скажу, что это нововведение предусматривает гибкий способ обучения и позволяет создать для ребенка индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от его потребностей. Изменения в положении, которое регулирует каждую из этих форм обучения, утверждены Министерством образования Украины и вступили в действие 20 августа 2019 года. Раньше ученик мог обучаться индивидуально исключительно при наличии уважительных причин. Разрешение на такое обучение обязательно должно было дать местное управление образования. Теперь же зачисление или перевод ученика на любую из индивидуальных форм учебы не требует дополнительного согласования. В положении подробно расписано, как должно быть организовано обучение для каждой из них.

К примеру, семейная (домашняя) форма образования. Ею могут воспользоваться ученики, чьи родители желают и готовы самостоятельно организовать образовательный процесс в домашних условиях. Вместе с тем, ученик должен быть зачислен в определенное учреждение образования, которое будет отслеживать его прогресс в учебе. Поэтому чтобы ребенок учился дома, родители должны написать заявление.

Очень важно, чтобы ребенок не отставал от своих ровесников, а его знания соответствовали уровню госстандарта. Для этого ученики с домашней формой обучения будут проходить оценивание знаний четыре раза в год, это так называемый итоговый контроль. В случае плохих результатов педагогический совет школы может рекомендовать родителям перевести ребенка на институционную форму обучения (для учеников 1–4 классов) или своим решением перевести ученика на такую форму обучения (для учеников 5–11(12) классов). (К институционной форме получения среднего образования относятся очная, заочная, дистанционная и сетевая. –Ред.).

Кстати, в Министерстве образования Украины подчеркивают, что очень важно, чтобы семейная форма обучения не использовалась непорядочными родителями в своих интересах. Ведь, к сожалению, случается так, что родители хотят забрать детей не для создания им благоприятных условий обучения, а, например, для работы в домашнем хозяйстве. В этом случае об учебе речь не идет, а значит, у детей очень мало возможностей для успешной жизни в будущем. Поэтому необходимо защитить их права.

В то же время добросовестным родителям, которые действительно хотят дать детям лучшее образование, школа должна всячески помогать в организации процесса обучения. Это консультации и рекомендации учителей, помощь в составлении индивидуального учебного плана для ребенка, предоставление учебников и т. д.

shkola-4

– А в каких случаях можно выбрать экстернат?

– Для зачисления на экстернат ученик должен подать заявление и документ, который подтверждает основания для перевода на эту форму обучения. Среди уважительных причин – невозможность посещать занятия в школе или сдать годовое оценивание. Экстернат, в частности, ориентирован на учеников, которые освоили или могут освоить один или несколько предметов, классов и даже уровней образования быстрее, чем одногодки.

Нужно сказать, что эта форма обучения подходит родителям и ученикам, которые живут на неконтролируемой территории или на территории линии столкновения. В этом случае они могут подать документы для зачисления на экстернат в электронном виде. Зачисление учеников, не имеющих документов о предыдущем образовании, будет проходить после оценивания в учреждении, где они планируют учиться.

Что касается педагогического патронажа, то эта индивидуальная форма обучения предусмотрена для учеников, которые по состоянию здоровья не могут каждый день посещать школу или проходят лечение в больничном стационаре. Также эта форма обучения может использоваться учениками, получающими начальное или базовое образование в сельской местности, где из-за малокомплектности классов (менее пяти учеников) невозможно организовать учебу в школе.

Педагогический патронаж предусматривает индивидуальное сопровождение учителем конкретного ученика. В то же время большое внимание уделяется самостоятельной работе ребенка над материалом. В таком случае очень важным является партнерство между учеником, учителем и родителями, ведь они должны совместно определить интенсивность и результативность обучения.

К слову, информация о формах образования, которые используются в конкретной школе, должна размещаться на ее сайте или на сайте ее учредителя.

– А вы уже знаете, сколько детей у нас в городе буду учиться индивидуально?

– В связи с расширением автономных полномочий школ точное количество учеников, которые будут обучаться дома, станет известно после подачи отчетов по состоянию на 5 сентября этого года.

– В прессе одним из новшеств нынешнего учебного года называли обязанность для учеников 1–4 классов в темное время суток носить светоотражающие жилеты. Где их приобрести, не подскажите?

– К сожалению, ничего сказать пока не могу, кроме того, что вопрос о светоотражающих жилетах находится еще в стадии правового решения и материального обеспечения.

shkola-5

Теперь вот какие веселые школьные коридоры

shkola-6

А для старшеклассников – современные компьютерные классы

– А как насчет такого нового школьного предмета, как «Финансовая грамотность»? Кто будет помогать ученикам осваивать азы этой науки?

– Хочу сказать, в нашем городе уже есть определенный опыт сотрудничества педагогических коллективов и Никопольского отделения «ПриватБанка» в плане обучения школьников финансовой грамотности. Поэтому в процесс преподавания этого предмета, кроме учителей географии и экономики, включены также банковские работники. Таким образом, в этом учебном году имеющийся в некоторых школах опыт такого плана будет распространен во всех остальных.

– Елена Николаевна, а принимали ли в школы учеников, у которых нет обязательных прививок? Накануне 1 сентября в соцсетях некоторые родители даже били тревогу, волнуясь, что их ребенка не допустят к занятиям.

Действительно, в совместном письме Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения Украины органам управления образованием, руководителям и педагогическим работникам школ предлагалось принять меры для обеспечения рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения охвата профилактическими прививками или недопущения непривитых (при отсутствии противопоказаний) детей в учреждения образования.

Такое требование содержится и в статье 15 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней», где говорится, что детям, которые не получили профилактических прививок согласно календарю прививок, посещать детские учреждения не разрешается.

В то же время согласно статье 53 Конституции Украины, которая по юридической силе выше любого закона, каждый гражданин имеет право на образование. Поэтому запретить детям посещение школы мы не можем.

К слову, зачисление учеников в учреждение общего среднего образования проводится приказом директора, который пишется на основании заявления, к которому обязательно прилагается копия свидетельства о рождении ребенка и оригинал или копия медицинской справки по форме первичной учетной документации №086-1/о.

shkola

shkola-3

– А как быть, если родители категорически отказываются от обязательных прививок своим детям? Получается, что никто не может их заставить выполнить требование ВОЗ и законов Украины?

Это не наша компетенция. Вопрос посещения учебного заведения детьми, родители которых отказываются от прививок, решается врачебно-консультационной комиссией (приказ Министерства здравоохранения Украины от 29.11.2002 года №434 и на основании утвержденного этим приказом «Положения о подготовке детей на педиатрическом участке к посещению дошкольного и школьного общеобразовательного учебного учреждения»).

– Существует ли в Никополе дефицит кадров учителей?

– К большому сожалению, да. В городских школах не хватает учителей биологии, химии, физики, математики, информатики, французского языка, музыкального искусства.

– Впервые у нас в городе не проходила августовская учительская конференция. Традиция отменяется?

– В этом году отдел образования и науки решил отказаться от такого традиционного официального мероприятия, как августовская конференция. В процессе подготовки к новому ученому году с 27 по 30 августа мы просто провели заседания городских методических объединений учителей-предметников и руководителей школ.

– И в завершение – ваши пожелания учителям, ученикам и родителям в новом учебном году.

Хочу пожелать, чтобы этот учебный год принес множество новых открытий и высоких отметок, чтобы сил и терпения хватило до следующего лета. Всем – успехов, интересных событий, постоянного стремления быть лучше, чем вчера.

 

Ольга НЕТРЕБА.

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку.


AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

     Свежий номер уже в продаже

48-01

Посмотреть предыдущие выпуски

О нас

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ