О Никополе (фото, видео) |
![]() |
24.11.2011 14:52 |
Ни́кополь (укр. Нікополь) — город в Днепропетровской области Украины, административный центр Никопольского района. Расположен на берегах Каховского водохранилища реки Днепр, в 99 км юго-западнее Днепропетровска. Крупный промышленный центр Украины. Площадь города составляет 50,01 км². 30 мая 1899 года в Никополе родился Осип Шор, считающийся главным прототипом легендарного Остапа Бендера. Географическое положениеНикополь расположен в юго-восточной части Украины на юге Днепропетровской области на правом берегу реки Днепр. Город расположен в степной зоне, в пределах северной и среднестепной ландшафтной подзон. Физическое расстояние от Никополя до областного центра (г. Днепропетровск) составляет 99 км, по шоссе 108 км, прямого железнодорожного сообщения нет (ближайший путь — 195 км через г. Запорожье).
Планировка и застройкаМаксимальная протяжённость городской территории (восток — запад) составляет 16,55 км (17,4 км включая часть акватории Каховского водохранилища). Максимальная протяжённость жилой зоны города с востока на запад составляет 12,4 км, с юга на север 7,5 км. В Никополе насчитывается свыше 400 улиц общей протяжённостью почти 600 км. Самой длинной в городе является улица Херсонская (7,5 км). Она берёт своё начало в старой части города от монумента в честь освобождения Никополя (памятник «Пушка») и простирается с востока на запад, переходя на выезде из города в Криворожском направлении в дорогу республиканского значения Т-1202 Кировоград-Запорожье. Центральными улицами города являются проспект Трубников (в советское время пр-т Ленина), проспект Электрометаллургов (в советское время ул. им. газеты «Правда») и улица Первомайская, а вместе их схождения расположилась Центральная площадь — центр современного Никополя. Вблизи неё находятся здание городской администрации и депутатского совета, Никопольский Краеведческий музей, центральный универмаг, супермаркеты, ряд заведений финансово-экономического сектора и пр.
От Центральной площади дороги расходятся в 4 направлениях: проспект Электрометаллургов пересекает её с юга на север (от центрального рынка к путепроводу через железную дорогу и далее в сторону завода ферросплавов), проспект Трубников ведёт от площади в западную часть города и заканчивается у центральной проходной трубного завода, а улица Первомайская на восток к микрорайону Новопавловка. В 1,2 км к западу от Центральной площади расположена площадь Независимости, в 2,2 км к юго-востоку площадь Богдана Хмельницкого, в 2 км севернее — железнодорожная станция Никополь и автовокзал. Северные микрорайоны (Жуковского, Чкаловский и Северный), а также, примыкающие к территории города посёлки Менжинское и Каменское, отделены от центра города магистральной железной дорогой, через которую есть два путепровода — на проспекте Электрометаллургов (западнее железнодорожного вокзала, около автовокзала) и на улице Карла Либкнехта (восточнее железнодорожного вокзала, около мясокомбината).
ИсторияПервое упоминание о Никополе датируется 1594-м годом по записям в дневнике австрийского дипломата, военного деятеля и путешественника, Эриха Лясоты, — посла императора Священной Римской империи Рудольфа II. В то время усиление феодально-крепостнического гнета привело к бегству крестьян и горожан в незаселённые степные районы среднего течения Днепра, за пороги, где отсутствовала эксплуатация, и лежали неосвоенными огромные площади плодородных земель. Стремление к самозащите от набегов татар привело к возникновению казацких крепостей, получивших название сечей. Одна из них, располагавшаяся тогда на территории нынешнего города, называлась Никитинской. Никитин Рог и Никитинская СечьНикитинская Сечь образовалась в 1638 году и располагалась на Никитином Роге. Так назывался мыс на правом берегу Днепра, неподалёку от ныне затопленного Каховским водохранилищем Стукалового (Орловского) острова. Своё название Никитинская Сечь очевидно получила от самого Никитиного Рога. К сожалению, история не даёт достоверных фактов происхождения собственно названия Никитин Рог. По одной из легенд мыс назвали в честь поселившегося здесь одного предприимчивого запорожца Никиты, принимавшего походы против бусурман, с которыми казачество издавна вело войны.
О Никитином Роге и Никитинской Сечи писали малорусский летописец Самовидец, польский хронист Дзевович и известный французский инженер и военный картограф Гийом Левассер де Боплан. Именно он указывает на повторное восстановление польским правительством в 1638 году крепости Кодак и именно этот год считает основанием Никитинской Сечи. В своё время об урочище Никитино свидетельствуют известные историки Украины Александр Ригельман, Бантиш Каменский и Николай Маркевич.
Никополь в конце XVIII — начале XX вековНа рубеже XVIII и XIX веков Никополь постепенно становился важным торговым центром на Приднепровье. Выгодное географическое положение на перекрёстке водного и сухопутного путей способствовали экономическому развитию города. В 1793 году в Никополе было 425 дворов, 1,388 мужчин, 476 женщин; под усадьбой находилось 200 десятин земли, под пашней 24,000 десятин, сенных покосов 3,000 десятин, лесу 1,800. Неудобной земли насчитывалось 1,600 десятин, а всего — 36,000 десятин земли. А в 1805 году вышел соответствующий указ о прокладке Чумацкого транзитного пути через Никополь для вывоза соли из Крыма и организации Солёного управления, бравшего плату за переезд через мост деньгами и солью. В указе говорилось: «К умножению вывоза соли и к поспешиванию доходов приняты меры к основанию ещё особой дороги через Никополь, дабы всеми силами и пособиями доставить жителям соседственных губерний более удобности упражняться в соляном промысле». (Полное собрание законов Российской империи № 21702 за 1805 год). Чумацкий Никитинский путь шёл от Никополя на Кременчуг с разветвлениями дорог. Рекордными показателями отличился 1842 год, когда через переправу в обе стороны прошли 101,5 тыс. человек и почти 55 тыс. фур и возов с солью и другими товарами.
В марте 1836 года в городе была открыта почтовая контора с дилижансовым сообщением, хотя почта была и раньше. 20 октября 1847 года в Никополь прибыл первый пароход «Луба». Это событие собрало у берегов Днепра половину тогдашнего населения города. А уже в 1858 году было положено начало регулярных пароходных рейсов на линии Александровск — Никополь — Одесса. В 1859 году в Никополе местной городской полиции было разрешено выдавать свидетельство на право торговли лицам торгового сословия с соблюдением всех установленных правил. Никополь становился значительным торговым центром на Днепре.
Темпы промышленного развития города значительно возросли к концу XIX века, с началом разработки обнаруженных неподалёку марганцевых руд. Разработку месторождений вели 9 акционерных обществ, где преобладающее влияние оказывали бельгийские и французские компании. Развитию промышленности и торговли также способствовал хорошо развитый речной транспорт. Ежегодно по Днепру перевозилось более 5 млн тонн грузов — главным образом хлеб и марганцевая руда. На пристань прибывали каменный уголь, лесные и строительные материалы, бакалейные товары. В 1883 году начинает функционировать завод земледельческих машин и инвентаря(ныне ОАО «Никра»), а в 1895 — чугуномедно-литейный завод (в советское время носил название «Большевик», а ныне ОАО «Никопольский завод трубопроводной арматуры). Годы революции. Установление советской власти8 марта 1917 года в городе был избран Никопольский Совет рабочих, в котором меньшевики и эсеры получили большинство голосов. Но недавольные такими результатами волеизъявления горожан, большевики города потребовали перевыборов Никопольского Совета рабочих и солдатских депутатов.
14 ноября 1917 года вооружёнными бандами большевиков, сформированными из городских рабочих, крестьян и горняков из марганцевых шахт близлежащих сёл под руководством городского ревкома, на железнодорожной станции Никополь были захвачены три стратегических эшелона с белогвардейцами, снятыми по указанию Центральной Рады с Румынского фронта и направлявшихся на Дон, в расположение генерала Каледина. Советский периодПредвоенные годыВосстановление народного хозяйства Никополя, пришедшего в полный упадок после прихода к власти большевиков, потребовало от никопольчан не меньшей самоотверженности, чем борьба с армиями белогвардейцев и интервентов. Лишённые топлива и сырья, остановились практически все предприятия города. Костлявая рука голода тянулась к горлу тысяч никопольчан. Именно в этот период происходит самое серьезное снижение численности населения города (38 000 чел в 1917 г.; менее 9000 в 1923 г.) К концу восстановительного периода в Никополе, кроме завода имени В. И. Ленина, действовали 33 мелких предприятия, главным образом по переработке сельскохозяйственной продукции и изготовлению различного сельскохозяйственного инвентаря. Кроме того работали два кожевенных завода, семь тепловых мельниц и четыре бричечные мастерские, началось строительство городской электростанции. В 1925 году из 10 тыс. человек проживавших в городе, почти треть была занята в промышленности, больше половины в сельском хозяйстве. В 1922 году открылась Красногригорьевская технико-агрономическая школа имени Т. Г. Шевченко (нынешний колледж Днепропетровского Национального аграрного университета).
8 августа 1931 года Президиум Верховного Совета народного хозяйства СССР принял решение о сооружении в Никополе мощного трубного завода. А уже 1 мая 1932 года после праздничного митинга, посвящённого началу строительства завода, были заложены первые камни фундамента будущего ремонтно-строительного цеха. В эти же дни началось строительство первого в городе четырёхэтажного здания на Соцгороде. В 1933 году строительство завода было внесено в число ударных строек. Здесь трудились более 9 тыс. человек. 18 апреля 1935 года был пущен трубопрокатный стан цеха малых агрегатов. Эта дата является официальным днём основания Никопольского Южнотрубного завода, вскоре ставшего крупнейшим промышленным предприятием в Европе. Примечательно что в 1939 году завод дал продукции на 135 % больше, чем вся трубная промышленность царской России в 1913 году. Сооружение трубного гиганта оказало огромное влияние на всё социальное и культурное развитие Никополя. Дальнейшее развитие в Никополе получили предприятия пищевой и строительной сферы. В 1934 году действовали один механизированный кирпичный завод и два завода с ручной формовкой. Вступил в строй новый хлебозавод. В предвоенные годы были реконструированы пивоваренный завод и мясокомбинат. В 1940 году трудящиеся Никополя изготовили валовой продукции почти на 230 млн рублей. Большим событием в жизни города стала электрификация железнодорожной магистрали Кривой Рог — Запорожье. В 1934 году здесь пошли первые на Украине электропоезда. Никополь в годы Великой Отечественной войныВ первые дни войны из Никополя отправились на фронт более 1600 человек. Когда фронт приблизился к берегам Днепра, началась эвакуация промышленных предприятий и учреждений в восточные районы страны. Металлурги Южнотрубного завода в течение недели демонтировали прокатное оборудование и вывезли его в город Первоуральск. Туда же выехали с семьями многие рабочие, инженеры и техники. В августе 1941 года в посёлок Белая Холуница Кировской области был эвакуирован завод строительных машин им. В. И. Ленина. В 45 километрах от близжайшей железнодорожной ветки, в условиях бездорожья и нехватки транспортных средств, его коллектив с помощью местного населения сумел наладить работу и стал выпускать продукцию для фронта. 17 августа 1941 года фашистские войска захватили Никополь. Тогда же в городе были сформированы два партизанских отряда под командованием П. Н. Куцевола и Ф. Т. Рыжикова, впоследствии оказывавших серьёзное сопротивление немецким оккупантам. Изначально общая численность отрядов составляла 83 человека, а к осени 1941 года в них насчитывалось уже более 700 человек, что делало на то время Никопольский район основным местом сосредоточения партизанских сил южных областей УССР. Особенно партизанские отряды Никополя отличились 9 октября 1941 года в районе села Грушевой Кут при попытке батальона СС форсировать реку Скарбную. После тяжелейшего восьмичасового боя, с потерей более 120 немецких солдат и офицеров, враг отступил.Оккупация Никополя продлилась два с половиной года. 8 февраля 1944 года совместными усилиями 3-го и 4-го Украинских фронтов Никополь был полностью освобождён от немецко-фашистских захватчиков. В этот день Москва салютовала освободителям города 12 залпами из 124 орудий.[33] Около полутора тысяч советских солдат, отдавших жизнь за освобождение Никополя, похоронены в братских могилах города. А в день 30-летия победы, 9 мая 1975 года, в городе был открыт мемориальный комплекс, навеки запечатлевший подвиг освободителей, 19-метровый обелиск у подножья которого горит Вечный огонь.
В рядах Красной Армии на всех фронтах войны сражались более 8 тыс. никопольчан, половина из которых погибли. Свыше 5 тыс. были награждены боевыми орденами и медалями. За героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 24 никопольчанина были удостоены звания Герой Советского Союза, а лётчик П. А. Таран удостоен этого звания дважды. Послевоенный период и вторая половина XX векаОбщая сумма материального ущерба, причинённого Никополю за годы войны, составила почти 1 млрд рублей. В руинах лежали более 900 домов и 26 заводских цехов. Постепенному восстановлению города способствовала неоценимая помощь многочисленных приезжих из разных уголков всего бывшего СССР. На восстановлении Южнотрубного завода трудились посланцы из Грузии, Азербайджана, Российской федерации. А уже в сентябре 1944 года здесь прокатали первую трубу. До конца года вступили в строй завод строительных машин им. В. И. Ленина, кирпичный, пивоваренный, хлебозавод и мебельная фабрика. Современный периодВ последнее десятилетие XX века, трудности экономического развития независимой Украины обозначили весьма негативное влияние на положение социальной сферы города. Падение уровня жизни и социальной защищённости горожан, снижение покупательной способности и рост уровня безработицы привели к процессу резкой депопуляции населения города. Только за 6 лет, в период с 1992 по 1998 год, население Никополя сократилось на 15 тыс. человек, что составило почти 10 % от общего числа жителей, проживавших в городе на момент распада СССР, а к концу 90-х годов Никополь вошёл в десятку „лидеров“ среди городов Украины по уровню депопуляции. Но всё же постепенный выход экономики страны из состояния стагнации в начале XXI века, обусловил определённые тенденции к оздоровительным процессам всех сфер жизнедеятельности города. Одним из таких стал в 1999 — 2000 гг. длительный и широкомасштабный процесс реструктуризации, находившегося на тот момент в крайне сложном положении, Никопольского Южнотрубного завода, с разделением его на несколько закрытых акционерных обществ, что в скором времени привело к частичному восстановлению производственных мощностей, созданию новых рабочих мест и, по сути, „вдохнуло в предприятие вторую жизнь“.
Сегодня Никополь, отпраздновавший в 2005 году своё 225-летие, является одним из крупнейших промышленных центров Днепропетровской области и Украины, на территории которого действуют множество разноотраслевых промышленных предприятий, активно развиваются малый и средний бизнес. Согласно генеральному плану застройки центральной части города, в Никополе на территории общей площадью более 1 км², прилегающей с востока к Центральной площади, в ближайшие годы планируется возвести ряд объектов культурно-социальной сферы, построить многоэтажные жилые дома элитного профиля и торгово-развлекательные центры. ГеральдикаСовременный герб был утверждён решением Никопольского городского совета 28 ноября 2000 года. Его описание гласит следующее: „Испанский щит, в лазоревом поле которого казак на коне с саблей в правой руке, поднятой над головой. Золотой всадник скачет над двумя серебряными шиповидными полосами. Наверху над всадником и ниже горизонтальных полос — по золотой 8-конечной звезде, по бокам которых расходятся по три серебряных 8-лучевых звезды. Каждая последующая меньше предыдущей. Герб вписан в декоративный картуш серебряного цвета, увенчанный трехбашневой городской короной с симметричными верхним и нижним акантовым узором. В средней части — асимметричное изображение пергамента с завёрнутыми краями, из-под которых слева от зрителя гетманская булава, а справа от зрителя — бунчук. В нижней части картуша — нижняя часть адмиралтейского якоря. Цвет щита символизирует небесный свет, чистые воды, верность, честность и безукоризненность. Золото означает силу, богатство и постоянство, серебро — неприкосновенность. Они используются для символического отображения природных и геральдических фигур и идеи происхождения города со времен запорожского казачества. Фигура казака-всадника, который скачет с оружием в соединении с клейнодами (булавой и бунчуком) — исторический образ Войска Запорожского, показывающий его силу и верность, как защитника родной земли, символ неудержимого движения украинского народа к свободе и независимости. Конь является символом воли и степного простора, соратник воина со времён древних ариев, скифов и иных кочевых народов, которые были в надднепровских степях.
Волны отображают воды Днепра, которые были символом жизни и объединения Украины. Якорь указывает на традиционное занятие жителей города мореплаванием и рыболовством. Расположенные выше и ниже волн звёзды — символ безграничного космоса созвездия Большой Медведицы и исторических реалий прошлого — Чумацкого шляха через Днепр и семь главных городов расположения Запорожской Сечи. Одна из них обозначена золотом и означает Никитинскую Сечь, от которой было рождено Украинское национальное государство в середине XVII столетия в форме Гетманской Казацкой Украины“. Местное самоуправлениеБазовым нормативно правовым актом местного самоуправления является Устав города Никополь, наделённый высшей силой относительно всех остальных нормативно-правовых актов органов местной власти. Наряду с действующим законодательством Украины этот Устав создаёт правовые принципы местного самоуправления в Никополе. Структуру органов местного самоуправления Никополя составляют: представительный орган — городской совет депутатов, исполнительный комитет городского совета депутатов и городской голова, действующие в пределах компетенции, полномочий и ответственности, установленных для них Конституцией Украины. Никопольский городской совет депутатов — представительный орган местного самоуправления состоит из 59 депутатов, избранных населением соответствующей территории путём тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Деятельность городского совета направлена на изучение и удовлетворение интересов жителей города. Совет депутатов несёт ответственность перед горожанами за формирование городской политики и её использования в пределах своих полномочий. Депутатом Никопольского городского совета может быть избран только гражданин Украины, достигший 18-летнего возраста и имеющий избирательное право. Городской совет депутатов проводит свою работу сессионно. Сессия состоит из пленарных заседаний, а также заседаний постоянных комиссий городского совета. Сессии созываются по мере необходимости, но не менее одного раза в квартал. В случае немотивированного отказа городского головы, или его невозможности созвать сессию городского совета, это делается секретарём Никопольского городского совета депутатов. Крупнейшие предприятияОАО „Никопольский завод ферросплавов“, (включая фабрику по производству трикотажа „Ника“ и котельно-монтажный завод). Производство ферросплавов (силикомарганец, ферромарганец, ферросилиций), электрофлюсы, электродная масса, агломерат, граншлак, щебень, трикотаж. ООО „ИНТЕРПАЙП НИКОТЬЮБ“». Производство бесшовных бурильных и обсадных геологоразведочных, горячедеформированных и насосно-компрессорных труб.
ОбразованиеВ 2010 году в Никополе действовало 25 общеобразовательных школ (из них 4 учреждения повышенного статуса), а также «Специализированная Естественно-Математическая школа при Днепропетровском Национальном университете им. Олеся Гончара» где в общем обучались 12,822 учеников. В городе функционируют 26 дошкольных образовательных учреждений общей численностью 3,811 детей, в том числе учебно-воспитательный комплекс «Родничок» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. |