Жюри и депутаты выбирали герб города… три года Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
02.12.2011 11:04

11 лет назад Никополь обрел свою новую символику

Городские гербы – весьма наглядная и подробная иллюстрация истории, традиций и географии разных уголков Отечества. И в царской России, и в Советском Союзе, и в его бывших республиках-сестрах мало-мальски уважающему себя городу не приличествовало не иметь своего символа.

17 ноября 1966 года исполком горсовета утвердил «социалистический» герб города, где центральное место отвели промышленной теме. Многие его помнят: в верхней части щита изображались гетманская булава, сабля и три языка пламени. В нижней части на синем фоне (воды Каховского водохранилища) изображались силуэт завода и трубы (Южнотрубный завод), а также полоска карминового цвета (геологическое изображение марганца). Так проходила первая «геральдическая революция». Вторая началась в конце прошлого столетия, когда к городам независимой Украины, словно упомянутый бумеранг, частично стали возвращаться прежние символы. Но было и немало новых решений, созданных современными художниками и геральдиками. В новых гербах заводским трубам, шестерням, атомным орбитам и элементам таблицы Менделеева места, понятно, не было.

В Никополе власти решили провести конкурс на лучший новый герб и флаг города в 1997 году. Приняли решение, через пять месяцев утвердили положение о конкурсе, обозначили финансирование, назначили жюри. Прошел год – а два тура победителей не выявили. Работ было довольно много, но такой, чтобы задела за живое всех, не оказалось. В ноябре («любимом» месяце геральдиков) 1998-го – назначается третий тур, новое положение и новое жюри. В конце марта 1999 г. судьи отбирают 8 лучших проектов, а из них – уже три «премиум» варианта. Авторами претендентов оказались работы Василия Живогляда, Марка Продана и Виктора Хоменко.

jivoglyadПобедителя конкурса опять назвать не решились, дав авторам задание доработать проекты согласно условиям. 30 июня 1999 года жюри рассмотрело 16 проектов, подготовленных тремя художниками. И вновь победитель не был определен! Наконец, члены жюри выбрали два лучших проекта (фамилии авторов при этом не раскрывались) и путем голосования определили, наконец, победителя: проект 45-летнего Василия Живогляда. Его и рекомендовали исполкому горсовета для заключения договора о создании герба и флага. К тому времени Живогляд, уроженец этих мест (его родина – село Водяное), уже получил академическое образование по специальности книжного иллюстратора и графика, стал признанным мастером плаката, графики, живописи, участником нескольких престижных выставок.

4 апреля 2000 года жюри рассмотрело доработанный проект В. Живогляда и рекомендовало принять герб (после изменения еще нескольких деталей и геральдической экспертизы). Проект Живогляда поддержал председатель Украинского геральдического общества (УГО) А. Гречило, который рекомендовал только «исправить недоделки».

Казалось бы – все ясно и прозрачно. Однако когда проект Живогляда рассматривали на сессии городского совета 26 августа 2000 года, «депутатский худсовет» разошелся во мнениях – принять герб не удалось. Решили повременить три месяца.

И вот, наконец, – решающая для городского символа сессия 28 ноября 2000 года. Пред очи все ещё сомневающихся депутатов выносят множество представленных ранее проектов герба, дабы ещё раз оценить всю палитру вариантов. Сессия заслушала рецензии на проект Живогляда, присланные из УГО, и депутаты проголосовали, наконец, за принятие герба.

Заместитель председателя жюри Василий Повстюк и ответственный секретарь жюри Мирослав Жуковский подготовили «геральдическо-вексиллологическое описание герба г. Никополя». Позднее Василий Живогляд создал и герб Никопольского района.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ
ЭЛЕМЕНТЫ ГЕРБА?

herbГерб Никополя имеет форму щита испанского типа, в синем поле которого казак на коне с саблей в правой руке, поднятой над головой. Всадник золотого (желтого) цвета мчится в левую сторону от зрителя над двумя серебряными (белыми) шиповидными полосами. Вверху над всадником и ниже горизонтальных полос – по золотой/желтой восьмилучевой звезде, по сторонам которых дугой расходятся по три серебряные (белые) восьмиконечные звезды. Каждая следующая – меньше предыдущей.

Герб вписан в декоративный картуш серебряного (белого) цвета, увенчанный трехбашенной городской короной с симметричным верхним и нижним акантами. В средней части – асимметричное изображение пергамента с завернутыми краями, где слева от зрителя гетманская булава, а справа – бунчук. В нижней части картуша нижняя часть адмиралтейского якоря.

Синий цвет щита символизирует верность, честность, безупречность, небесный свет, чистые воды и пребывание под знаком Юпитера. Золотой (желтый) цвет означает силу, богатство, постоянство, серебряный (белый) – неприкосновенность. Они используются для выражения идеи происхождения города со времен запорожского казачества.

Фигура казака-всадника, несущегося с оружием в сочетании с клейнодами – исторический образ свободолюбивого Войска Запорожского. Лошадь олицетворяет символ свободы и степного пространства, это соратник воина еще со времен древних ариев, скифов и других кочевых народов приднепровских степей. Волны отражают воды Днепра, что были символом жизни и объединения Украины.

Якорь указывает на традиционные занятия населения нашего города мореплаванием и рыболовством. Расположенные выше и ниже волн звезды – символ безграничного космоса созвездия Большой Медведицы (Воза) и исторических реалий прошлого – Рыбацкого пути через Днепр («чумацкий шлях» по-украински это и рыбацкая дорога или торговый путь торговцев рыбой и солью, и Млечный путь) и семь главных мест расположения Запорожской Сечи. Одно из них обозначено золотым (желтым) цветом и олицетворяет собой Никитинскую Запорожскую Сечь, откуда было возрождено Украинское национальное государство в середине XVII в. в форме Гетманской Казацкой Украины.

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала - "ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

 

AddThis Social Bookmark Button