НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Культура и досуг НИКОПОЛЬ ТУРИСТИЧЕСКИЙ. Двери Никопольского музея искусств не закрывались ни при деникинцах, ни при махновцах
НИКОПОЛЬ ТУРИСТИЧЕСКИЙ. Двери Никопольского музея искусств не закрывались ни при деникинцах, ни при махновцах Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 2
ХудшийЛучший 
06.10.2015 10:24

Никопольский краеведческий музей – один из старейших музеев Украины. Основу его первой экспозиции, открытой 18 мая 1919 года, составляло наследство трех поколений дворянского рода Нечаевых, имевших экономию в с. Лукиевка (Никопольский район). На заре становления советской власти у помещика Глеба Нечаева было экспроприировано «более десяти арб утвари» – художественные полотна, скульптуры, мебель, посуда, керамика, книги и другие, имеющие художественную и историческую ценность, предметы. Открытие в прифронтовом Никополе музея – достойно удивления и глубокого уважения к его организаторам

Идея создания экспозиции принадлежала Дмитрию Педенко, выпускнику Петроградской Академии искусств, которую поддержал сын рабочего завода братьев Каршевских, член социал-демократической партии интернационалистов, заведующий отделом народного образования 19-летний Сергей Евдокимов. Музей и возглавил сам Педенко, а в штат вошли выпускник Киевского художественного училища и студент Петроградской академии искусств Михаил Ющенко, воспитанник Петроградского общества поощрения искусств Яков Волошин. Для экспозиции был выделен конфискованный у купца первой гильдии Гусева двухэтажный особняк на ул. Екатеринославской. Так в маленьком провинциальном городке, где без малого за сорок лет до этих событий художник Илья Репин написал картину «Свиной проспект», был открыт музей, да не какого-нибудь, а изящных искусств! Двери его не закрывались ни при деникинцах, ни при махновцах.

Что касается пламенного революционера Сергея Евдокимова, то он погиб во время восстания мятежной Лапиники. А следы лукиевских помещиков Нечаевых затерялись в вихре эмиграции… 

История дворянского рода

Дворянский род Нечаевых многочислен. Ростовский помещик Петр Нечаев был предводителем уездного дворянства. Его дети – Василий и Борис также имели высокий социальный статус. Представителю этого рода Ивану Нечаеву доверяли финансирование экспедиции по строительству города Екатеринослава (Днепропетровск).

musej_3831

Раздел экспозиции «Наследие Нечаевых»

Сын Лукии Савицкой и Василия Нечаева Глеб и был хозяином экспроприированной революцией коллекции. В начале 20-х годов ХІХ столетия он окончил математический факультет Харьковского университета, где получил золотую медаль и был удостоен звания кандидата наук. В 1834 году ему присваивают звание титулярного советника, а в 1850-х избирают губернским предводителем екатеринославского дворянства. Его супруга Ангелина Миллер принадлежала к семье бессарабских помещиков.

Бывшие казацкие вольности помещики унаследовали после ликвидации Екатериной ІІ последней Пидпильненской (Покровской) Запорожской Сечи. На плодородных черноземах Нечаевы выращивали пшеницу. Разводили овец для получения пряжи, которую отправляли в Европу. Кони – тоже дорогой товар.

Почти сто лет три поколения Нечаевых господствовали
на бывших казацких землях. Живя, в основном, во Франции,
в Лукиевке они имели своего управляющего.

Почти сто лет три поколения Нечаевых господствовали на бывших казацких землях. Живя, в основном, во Франции, в Лукиевке они имели своего управляющего. А приезжая в Украину, украшали свой быт роскошным убранством, декоративными парками и уникальной коллекцией скульптур, картин, посуды.

Победитель Давид, пьяный Бахус и вестник Гермес

Посетитель краеведческого музея увидит копию знаменитой статуи «Давид с головой Голиафа», оригинал которой находится в Национальном музее Флоренции. Это копия знаменитой работы главного скульптора семейства Медичи Андреа Вероккио. Образ библейского героя Давида, победившего Голиафа, был чрезвычайно популярен в искусстве в эпоху Возрождения. Суть легенды такова.

Давид пас отару, когда на его родину напали враги. Перед защитниками ходил великан Голиаф и предлагал всем сразиться. Вызов Голиафа принял лишь Давид – выпущенный из его пращи камень попал великану в голову. Когда Голиаф упал, Давид отрубил ее.

Вероккио изобразил момент триумфа мальчика-пастуха. Крепкий худощавый паренек одет в античную одежду. Он не бог, а простой землянин, привыкший к работе. Давид стоит в простой и непринуждённой позе, а у ног его лежит голова поверженного врага.

Рядом с «Давидом» – статуя «Атлет». Автор этой работы неизвестен. Сюжеты на тему спорта в Древней Греции были широко распространены. Сначала атлетами здесь называли участников музыкальных и гимнастических состязаний, позже – профессиональных спортсменов. В произведениях искусства древней Греции жизненные, затрагивающие человеческие чувства проблемы отражались так полно, что и спустя тысячелетия создания древнегреческих мастеров продолжали оставаться глубоко волнующими памятниками. Так и в коллекции Нечаева появлялся пафос высокой классики – идеальный образ бога или человека-героя.

Изваяние молодого нагого атлета «Боргезский боец» выполнена греческим ваятелем Агалием Эфесским в І веке до н. э. Изваяние было обнаружено при раскопках приморского дворца Нерона в Анцьо-Неттуно и стало частью собрания князя Шипионе Боргезе на вилле в Пинчо. От фамилии коллекционера – и название. Смелость и жизненность наступательного движения юноши создали славу этой одной из самых экспрессивных мраморный статуй в мире. Боец сражается, по-видимому, с всадником. Он делает широкий шаг, подавшись всем телом вперед. Ни в одном из других изваяний не найти столь внятно выраженного высшего напряжения сил. При реставрации сюжет статуи был ошибочно истолкован как изображение гладиатора, сражающегося с амазонками.

В XVIII–ХІХ веках слава «Гладиатора» была такова, что трудно назвать аристократическое поместье, где не стояли бы его копии. В Лувре тоже находится мраморная копия с утраченного оригинала. В Никополе – «копия с копии».

К ІV веку относится работа придворного художника Александра Македонского Лисиппа «Отдыхающий Гермес». Молодой вестник богов изображен в нетрадиционной позе: он присел отдохнуть. Но как стремительное, летающее существо, он и отдыхает, чуть касаясь скалы, на которой сидит, каждую секунду готовый взлететь. На его ногах – крылатые сандалии.

germes

Статуя «Отдыхающий Гермес»

Фигура Гермеса рассчитана главным образом на силуэтное восприятие, что естественно для бронзовой статуи. Если верить древним историкам, Лисипп оставил после себя около 1,5 бронзовых изваяний, но все оригиналы утрачены.

В центре никопольской экспозиции – копия статуи «Пьяный Бахус». На лежащем пьяным боге вина – курдюк с хмельным напитком. Правая рука Вакха вытянута. Автор оригинала неизвестен.

Согласно мифам, на своем пути в Грецию Бахус учил людей виноделию и творил чудеса. К примеру, он мог являться в образе быка, льва или пантеры, а с его появлением из-под земли били фонтаны вина, молока, меда. Рядом с ним всегда находились женщины, которых называли вакханками, а праздник в честь бога вина – вакханалиями.

musej_3836

В центре – «Пьяный Бахус», на стене – портрет Андрея Нечаева.

Но культ Бахуса не был популярным среди греческих аристократов, зато быстро распространялся среди народа. Греки пили много, но не пьянели, поскольку пили разбавленное вино. 

Демон гор

В музейной экспозиции еще одна копия античной скульптуры, посвященной Вакху – «Фавн и молодой Бахус». В образе Фавна древние итальянцы почитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога. Статуя изображает Фавна, держащего на своих плечах молодого Бахуса с виноградом в руках. Любопытному посетителю экскурсовод расскажет, что символизирует композиция, размещенная неизвестным автором у ноги Фавна. Интересная и познавательная музейная экскурсия насыщена античными легендами и рассказами о судьбах знаменитых скульпторов и их работ.

В наследии Нечаевых имеются и скульптуры малых форм, к которым относятся «Наполеон», «Аполлон с лирой», «Нарцисс», «Мария», «Мадонна с ребенком», «Аллегорический сюжет» и т. д. И не все – копии. Из белого мрамора, к примеру, изготовлены работы итальянского мастера Андрисичежео «Улыбка» и «Паренек». Такую роскошь, безусловно, мог иметь только обеспеченный человек. 

musej_3828

Статуи «Атлет» и «Давид с головой Голиафа»

Кофейная чашка с фамильным гербом

Экскурсовод расскажет посетителям и о высокохудожественных фарфорово-фаянсовых подставках, вазах и посуде Нечаевых, привезенных ними из Англии, Франции, Германии и России. Позолотой, вычурным ажуром и цветочным орнаментом очаровывает продукция Мейсенской мануфактуры (Саксония). В музейной коллекции – чашки и блюдца с клеймами «Edmé Samson» (Франция) и «Davenport». (Англия). Из санкт-петурбургского Имперского фарфорового завода – квадратный с фигурным бортиком поднос. Завод изготавливал посуду только для аристократических кругов, и стоила она очень дорого. Кстати, именно на этом предприятии в 1891 году было выполнено пять фарфоровых копий скифской вазы из Чортомлыкского кургана.

Чайник с позолотой и кобальтом в стиле ампир, кофейные чашки с блюдцами, ваза с подставкой – продукция известнейшей российской фабрики Кузнецовых. Посередине фаянсовых предметов, выполненных на заказ Нечаевых, изображен герб семьи: рыцарский шлем и надпись «Лукиевка». 

…и лягушки для французской кухни

Помещики были большими гурманами. Одну из молодых крестьянок Новоивановки они посылали во Францию учиться готовить и сервировать стол. В начале 1960-х она рассказывала, что ее бывшие хозяева очень любили большие шумные компании. На ставках устраивали катания на гондолах, давали музыкальные концерты, фейерверки. Примечательной была и их усадьба с системой каналов, великолепными растениями и богатейшим фруктовым садом. В прудах водилась разносортная рыба и даже специальные виды лягушек для французской кухни семейства. Нечаевы собирались создать садово-парковую зону на европейский манер, такой себе «лукиевский Версаль». Для чего Глеб Васильевич даже книги из Европы привозил. 

Портреты Нечаевых

Конечно же, экскурсовод расскажет и о картинах, отнятых у помещиков. Выполнены они художниками ХVІІІ–ХІХ ст. Среди живописных полотен – портреты членов семьи. Вот теперь с родом Нечаевых можно познакомиться «воочию». Возьмем, к примеру, Андрея – сына Глеба Васильевича. На портрете, выполненном в форме медальона, он одет в белый офицерский мундир с золотыми галунами. На левом боку гусара – медаль.

С большим интересом вы будете рассматривать и сохранившуюся мебель – ее вы видите на фото. А если возникло желание рассмотреть все поближе – одевайтесь и идите в музей. Здесь посетителям рады всегда.

 

 

Наталья РАЗУВАЕВА.

За содействие в написании материала автор благодарит хранителя музея Светлану Костенко.

 

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ