НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Ассорти Призрачность изменений. Андрей Шипко: «Заработает ли с 1 апреля медицинская реформа?»
Призрачность изменений. Андрей Шипко: «Заработает ли с 1 апреля медицинская реформа?» Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
13.03.2018 08:30

shipko

В конце января вступил в силу Закон «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания». Так, согласно графику медицинской реформы, уже с апреля начнется официальное подписание договоров на обслуживание с врачами первичного звена, а в июле должна заработать и Национальная служба здоровья.

Все мы неоднократно слышали о преимуществах, как следствие реформы, обещанных Министерством здравоохранения, но все это лишь призрачность изменений. К сожалению, красноречивые декларации пока не имеют реальных возможностей для их воплощения.

Начнем с заключения договоров

Реформаторский пакет по «первичке», согласно принятым законопроектам, предусматривает, что каждый гражданин Украины с марта по июнь должен определиться, кто именно будет его семейным врачом, и заключить с ним договор на обслуживание. Примечательно, что это может быть любой врач, работающий на «первичке», независимо от региона его деятельности. Кроме того, он может быть как штатной единицей в поликлинике, так и частным предпринимателем.

Какие «подводные камни» ждут это первое «договорное» мероприятие?

Во-первых, отсутствует объективная информация о квалификации отдельных врачей, из-за чего большинство пациентов окажутся под влиянием искаженной и необъективной «рекламы».

Во-вторых, те из врачей, которые окажутся «проворнее», сознательно отсортируют граждан из близлежащих домов, в результате чего самые проблемные и сложные будут распределены по «остаточному» принципу.

Также трудно себе представить ситуацию, когда врач будет осуществлять выезды к пациентам из отдаленных районов города. Сколько таких вызовов он сможет обслужить и останется ли у него время на прием граждан?

Кроме того, следует отметить, что весь договорный процесс, скорее всего, пройдет под давлением руководства Центров первичной медико-санитарной помощи (поликлиник, амбулаторий), которое не будет заинтересовано в создании нового порядка. Гораздо проще как сейчас – жители прикреплены к врачам по микрорайонам, оплата труда сильно не варьируется, чтобы не создавать конкуренцию внутри коллектива.

В этом вопросе стоит обратить внимание и на предложенное ограничение в количестве 2000 пациентов на одного семейного врача. Если разделить население Украины, которое по данным Госкомстата достигает 42 млн. 603 тыс., на этот норматив, то получим недостаток чуть более 10 000 семейных врачей. По ориентировочным данным их у нас реально меньше 10 000 и в ближайшие годы это количество вряд ли существенно увеличится, скорее наоборот – врачи являются одной из ведущих групп трудовой иммиграции. Как же быть с теми, кому не хватит специалистов, куда им бежать с бланком договора?

shipko-2

Следующее направление – гарантированный пакет обслуживания на «первичке»

Документами действительно предполагается широкий перечень обследований, анализов и диагностических процедур, которые могут потребоваться человеку при обращении к врачу. И несмотря на то, что и раньше, даже в советское время, участковые терапевты должны были выполнять практически все позиции, указанные в новейших разработках Минздрава, возникает вопрос, есть ли у нас необходимая диагностическая и процедурно-манипуляционная база для обеспечения предписаний семейного врача.

Надо заметить, что постепенно перестает упоминаться гарантия государства по бесплатному обеспечению лекарствами на «первичке», хотя это было одним из самых ярких «брендов» правительственных концепций, которые предшествовали принятым законопроектам. Сейчас это важное для населения обещание заменила скромная фраза – «обеспечение лекарствами в соответствии с государственными и муниципальными программами». Интересно, сколько таких программ реально работает на первичном уровне?

Так, к сожалению, мы имеем только пакет, к которому еще нельзя добавить слово «гарантированный».

И еще один вопрос из области «лукавых» цифр: на что может хватить установленного на каждого человека норматива финансирования размером в 370 гривен?

Учитывая то, что сегодня люди вполне обоснованно не доверяют результатам исследований в государственных лабораториях и не имеют ни желания, ни времени высиживать в утренних очередях под кабинетами, выбор всегда будет оставаться на стороне платных диагностических центров, где общий анализ крови стоит минимум 100 грн. Предположим, что каждый пациент хотя бы раз в год должен сдать такой анализ, а еще мочу, а еще пройти флюорографию и т. д. Что же тогда останется на зарплату семейного врача, которую уже обещают более 10 тыс. в месяц?

Вообще новая модель системы финансирования не имеет четкости и ясности: кому будут поступать средства – на счет врача или на счет заведения.

Давайте порассуждаем… Если на счет амбулатории, то, скорее всего, заведение само будет делить полученные в расчете на одного врача 60 000 гривен в месяц. Часть получит врач за количественные и качественные показатели, а остальные средства пойдут на содержание аппарата, закупки, оплату младшему персоналу и немедицинским работникам. Здесь все ясно, но возникает вопрос – что в этом механизме нового, кроме красивой вывески о нормативном финансировании, ведь примерно то же есть и сейчас?!

В противном случае, врач будет распределять средства на содержание других медицинских и немедицинских работников – администрации учреждений, медсестер, санитарок, а также на финансирование диагностики, лабораторных исследований, профилактики, физиопроцедур, прививок, капельниц, пребывание в дневном стационаре и тому подобное. А среди всего этого он должен суметь еще и отыскать себе зарплату. Но чтобы реализовать этот подход, должен быть выписан очень сложный правовой и финансовый механизм: как делить эти средства, каков порядок их перераспределения. Важно осознать, что Казначейство без этого не выделит ни копейки. Этого механизма нет ...

На самом деле, вопросов накопилось очень много и все они требуют четкого ответа, иначе рано или поздно окажется, что Украина переступила границу «гуманитарной катастрофы». Поэтому на одном из ближайших заседаний согласительного совета Депутатская группа «Возрождение» потребует безотлагательного отчета МOЗ по медицинской реформе и в очередной раз попытается довести до сознания его руководящего состава, что перед тем как возводить стены, важно заложить фундамент для реформ, которого сегодня нет.

 



Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ