НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Ассорти Эксклюзивное интервью Ольги Сумской "Проспекту Трубников"
Эксклюзивное интервью Ольги Сумской "Проспекту Трубников" Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 2
ХудшийЛучший 
21.03.2012 12:17

Безусловным культурным событием для Никополя стал визит Московского независимого театра с украинской звездой кино и телевидения Ольгой Сумской. Спектакль «Декамерон» с ее участием изначально был явно беспроигрышным вариантом, поэтому говорить о том, что все билеты были проданы задолго до начала спектакля, не приходится.

olga_sumskaya11miniЗвезда поразила меня не столько своими внешними данными (которые в представлении многих соотечественников занимают ведущее место в табеле о красоте украинских женщин) и искусством перевоплощения, сколько своей непосредственностью и простотой в общении с людьми. Этим она очаровывает и восхищает одновременно.

Вначале о самом спектакле. Это антреприза – привычный для гастрольных туров по городам без собственных стационарных театров «выездной» формат, действо силами подобранных специально для этой пьесы актеров, да ещё и с «минимум-миниморе» сценических средств и декораций, предполагающих этот минимум компенсировать мастерством и внутренним содержанием, хорошим актёрским ансамблем и интересными режиссерскими находками.

Следует сразу же сказать, что все это столичным гостям удалось. Удачно подобранный темпоритм спектакля, простые, но колоритные мизансцены и добротная игра (или работа, как вам, господа, будет угодно) плюс «осовремененные» реплики-ремарки в стиле «нео-Декамерон» (к примеру, уже ставшее крылатым «ці руки нічого не крали»!), несомненно, украсили общую канву действа, в котором были и фарс, и гротеск, и драма, и трагедия.

Гости, следует отдать им должное, преподали никопольчанам урок хорошего тона, попросив в начале спектакля выключить мобильные телефоны и не использовать видео- и фотосъемку. Сделали они это (в отличие от некоторых маэстро) интеллигентно и тактично. Зритель ответил тем же тактом, чем, собственно, лично меня немало удивил. Удивили меня и заезжие гастролеры, потому что балансировать на грани фола с эротическими шутками и жестами в духе весьма смелой и в наши-то разнузданные дни литературной основы спектакля пера Джованни Боккаччо под силу далеко не каждому. Все это было сделано интеллигентно, тонко, иронично, не развязно и, я бы даже сказал, умно.

В общем, деньги – не на ветер. Ни для кого не секрет, что нынче приобщение к высокому искусству для многих тяжкий, а то и Сизифов труд. Ну а те, кому посчастливилось пообщаться со звездой, и вовсе ушли домой с наполненными счастьем фибрами души и столь же полными карманами позитивного настроения.

Ольга Вячеславовна раздала автографы всем без исключения (!) и сфотографировалась со всеми желающими, кто предусмотрительно прихватил с собой фотоаппарат. Блицы вспышек шаманским огненным кольцом окружали приму со всех сторон, а она лишь чуть смущенно, как выпускница «Щуки» после дебютного триумфа, улыбалась и шутя переспрашивала: «Вы хоть говорите, в какую камеру и когда мне посмотреть!». Сама предлагала на опустевшей сцене более выгодные ракурсы, провела фотосессию по просьбе зрителей, а с некоторыми – и по нескольку раз. И все это естественно, легко, обаятельно, без напряжения, с шутками и очаровательной улыбкой, не сходившей с её уст.

И ушла со сцены только после того, как спросила у присутствующих: «Всё, я могу идти?» Искусство – в общем-то, «моя» сфера, и мне приходилось встречаться со звездами разной величины в области театра, кино, поп- и рок-культуры. Но такое «единение» с простым зрителем, равноправие с ним – без надменности, поглядываний на часы, оценивающих взглядов железобетонных «секьюрити», капризов, «звездной» снисходительности – поверьте, мне пришлось увидеть впервые в жизни! Ну, разве что Виктор Сухоруков, Сергей Безруков и Людмила Чурсина отличались подобным терпением, тактом и готовностью отвечать на вопросы «до последнего журналиста».

Итак, договоренность перед спектаклем о коротком интервью была соблюдена. Терпеливо выждав, пока Ольга Сумская переведет дух и снимет грим, я вошел со своим диктофоном в святая святых каждой актрисы.

– Насколько я помню, это Ваш третий визит в нашу провинцию. Это культурное «миссионерство» или…

podpis– … или чёс для зарабатывания денег, вы хотели сказать? (Сумская с выжидательной улыбкой не дала мне закончить вопрос). Я сразу хочу исключить из контекста нашей беседы понятия «провинциал», «провинциальный»! Не нужно принижать статус людей, живущих в малых городах, где духовность зачастую имеет более высокий «градус», нежели в столицах. Люди везде одинаковы, поверьте. Но в больших городах народ более пресыщен, отучен удивляться, что ли. А ваш никопольский зритель вообще особый. Он ловит каждый жест, каждый взгляд, каждую реплику, сопереживает и реагирует на все происходящее на сцене, как ребенок. Восторженные лица и блеск глаз в темноте зала (а Вы не думайте, что актер, поглощенный работой, этого со сцены не замечает), безусловно, вдохновляют! Может быть, души здесь открытее, может, с театральным искусством зрители не так часто соприкасаются, видя в нем некое таинство…

– Чем вызван столь смелый выбор репертуара, как «Декамерон» – книга в советское время почти подпольная?

– Новеллы итальянского Ренессанса еще лет 30 назад были не в чести. А в театре и кино – вообще под строгим табу. Но эротика – то есть чувственность, свойственна человеческой природе изначально. Многие современные актеры, особенно юмористы, спекулируют на этом, заигрывая с публикой, зачастую перегибают палку и превращают эту тему в «пошлятину» на уровне физиологии «ниже пояса». Когда же это сделано со вкусом и тактом, балансируя на грани фола… Ну да, совершенно правильно: балансируя на грани фола, тогда это легко и с удовольствием воспринимается зрителями всех поколений. Никто ханжески не фыркает: «а вот в наше-то время!». То есть это то, что всегда нравится, то, что всегда выигрышно. Эротизм – тонкий, мастерски преподнесенный – был и у Бунина, и у Довженко, и в ряде советских фильмов (правда, со всесильной цензурой и худсоветами приходилось выдерживать целые войны).

– Как Вы можете оценить современное состояние украинского кино? И намечается ли тенденция прорыва в нём?

– К сожалению, надо признать, что за последние 20 лет ничего, ну, или почти ничего не было сделано на перспективу. Учитывая, как нас «поддерживает» государство, многие актеры снимаются всё больше в России, где их помнят, зовут. При этом «наши» часто получают за съемочный день в 10 раз меньше российских коллег.

Конечно, ситуацию надо исправлять. Нужны агентства по защите прав наших актеров, соответствующий закон и вообще госпрограмма развития кино. Пока же есть единичные прорывы в Европе (Сергей Лозница, Марина Врода, Игорь Стрембицкий), но это – капля в море! Некому продолжать традиции Параджанова, Балаяна, Муратовой. Человека можно вернуть к жизни хорошим фильмом, хорошей песней. Жаль, до олигархов это не всегда доходит. И только сейчас наше кино отстраивается по кирпичику…

– «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» – один из них?

– Безусловно, режиссер Михаил Ильенко, брат не менее прославленного Юрия Ильенко, и относится к тем подвижникам, которые это делают. Когда в Киеве шел премьерный показ этого фильма, люди спрашивали лишний билетик. Когда такое было? Вот вам доказательство того, что украинское кино возрождается. Пусть медленно, не так быстро, как хотелось бы, но – восстает из забвения и небытия.

– Где Вы ощущаете себя более реализованной – в театре, в кино, на телевидении?

– Я служу искусству. Когда-то актеры говорили: «Я служу в театре». Само по себе такое отношение к существу вопроса определяло и отношение к профессии, репертуару и вообще ко всему, что с этим связано. Нынче, при засилии видеопродукции, Интернета все стало очень размыто. Порой очень сложно угадать, чего именно хочет зритель. И то, что было востребовано ещё 5–10 лет назад, сейчас «не работает». Кто-то ищет новые, авангардные формы: иногда они становятся «модой», когда «модно» ходить на такого-то режиссера, иногда спасение ищут в откровенном эпатаже и изрядном присутствии обнаженного тела на сцене… Многие актеры и режиссеры идут на поводу у зрителей, мельчат и, как правило, «прокалываются». Другое время и другие ритмы. Очень трудно высоко держать планку профессионализма, просветленности, духовности. Но хочется верить, что настоящего, понимающего зрителя на мякине не проведешь.

– То есть сегодня нужно быть «гибким», обладать неким универсализмом?

– Можно сказать и так. А можно сказать, «я – многостаночник». Мне кажется, современный артист не может априори быть рабом одного амплуа, одного образа, хотя именно это и губило многих талантливых актеров, к которым накрепко привязывался имидж наиболее удачного героя. Всё! Режиссеры их потом не брали. Даже по-настоящему лирическая роль хозяйки меблированных комнат Розы Скороход в фильме Роу «Мечта» великой Фаины Раневской прошла, по большому счету, незамеченной советским зрителем. Или вот Александр Демьяненко всю жизнь мечтал о серьезных ролях, но над ним висел дамоклов меч «Шурика».

– Есть ли у Вас роли из мировой классики, которые хотелось бы сыграть? К примеру, мне кажется, что Вам очень подошли бы образы шекспировской Марии Стюарт или Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского.

– Безусловно, я как драматическая актриса тяготею к серьезным ролям. Чурсина сыграла Настасью Филипповну в «Идиоте» Ивана Пырьева впервые только в 42 года, а Лидия Вележева в экранизации Бортко – в 37. Так что «все может быть»! И ещё я очень люблю Чехова, и мне хотелось бы поработать с его драматургией.

Помнится, когда мы чаевничали (и не только!) с покойным Олегом Ефремовым, и он мне говорил: «Переезжай к нам в Москву, будешь варить нам борщи. А мы будем снабжать тебя чеховскими ролями. Ты прирожденная чеховская героиня!». Но жизнь распорядилась по-другому.

– И, тем не менее, сейчас Вы работаете с московским театром…

– В данный момент для меня это самый приемлемый вариант. Независимый театр, действительно, предоставляет определенную долю независимости. Когда я еще работала в театре Леси Украинки, там, как и во всех академических театрах, был очень плотный график выступлений, репетиций. Некогда даже заболеть – не то, что почитать, побыть с семьей или просто совершить прогулку. Сейчас у меня есть возможность, варьируя свое время, поработать и на телевидении, и в концертных шоу-программах. Собственно, только работая в Москве, я поняла, как важно вовремя везде «засвечиваться», чтобы быть востребованной. То есть не выпадать из обоймы. Да, именно так – «не выпадать из обоймы». Хотя это тоже требует определенных усилий. Нынешнее время имеет свои правила и свою динамику, которым следует соответствовать, для того чтобы быть в театрально-кинематографическо-зрелищном «мэйнстриме». И не мне эти правила менять. Их можно отбросить или им подчиняться. Третьего, увы, не дано. А успеть хочется много, за книгу об актерской семье Сумских сесть (кстати, Ольга уже написала две книги: «Готовим вместе» и Секреты красоты» – Прим. авт.).

– Певица Патриция Каас однажды сказала: «Гармоничные отношения – большое искусство». У Вас, как известно, со вторым супругом Виталием Борисюком крепкая семья. Поделитесь секретом этой крепости.

– Девиз нашей семьи – взаимоуважение, взаимопонимание, взаимовыручка. Всех и всегда, что бы ни происходило. Вместе мы бываем не столь часто, как хотелось бы – актерская жизнь к этому не располагает. Но выпадает досуг – я угощаю его любимыми мини-голубцами с индюшатиной и постной свининой. Нужно держать себя в форме? Вместе садимся на раздельное питание и диеты. В Виталии, к счастью, мало суетности, но достаточно надежности и поддержки, чтобы чувствовать себя защищенной. И потом, мы не гонимся за «мишурой» статусности, не растрачиваем время на «внешние эффекты». У нас достигнут необходмый уровень комфорта, и нам этого достаточно.

– Существует постулат: «Гамлет» – это вершина. Хотя у каждого актера может быть своя вершина. К примеру, можно сказать, что «гамлет» Евстигнеева – это профессор Преображенский…

– ...Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Мой отец много лет играл Гамлета. Может быть, у него был бы новый «гамлет», если бы его театральная судьба распорядилась по-другому – к примеру, если бы он не уехал из Львова, а, играя уже в Запорожском и Полтавском театрах, воспользовался бы приглашением Плучека и перебрался в Москву, в Театр Сатиры. Но история не знает сослагательного наклонения. А «гамлет» как актерский катарсис, вершина карьеры… Знаете, я в полной мере осознаю степень ответственности и степень самоотдачи в своей профессии. Творческой, энергетической, психологической. Так что не будем загадывать, что ещё мне уготовано творческой судьбой.

– Ваш «гамлет» – Роксолана?

– Можно сказать так. Пока так. Но я все же верю, что это – не единственный шанс в моей жизни, и что мой «гамлет» – ещё впереди.

– Мы, зрители, тоже в это верим и желаем Вам не только обретения новой сцены в театре и новых ярких ролей, но и вот такой же человечности и мягкости, которая, признаюсь, очень в Вас подкупает.

А напоследок я скажу… После интервью в гримерной звезды, в театральном, но все же глубоко искреннем жесте преклонив колено и поцеловав ей руку, я промолвил: «Я преклоняюсь перед Вами как перед наиболее правдивым и естественным воплощением и, если позволите, символом украинской женщины». Она несколько смутилась, что еще раз подчеркивает и подтверждает её естественность. Поверьте, уважаемые читатели, я тоже был правдив и открыт в своем порыве, потому что таких целеустремленных, тонко чувствующих, умных и утонченных художественных натур с открытым сердцем и светлой душой в мире рождается не так уж и много! Поверьте, как бы пафосно это ни звучало: я был счастлив вдыхать утонченный аромат её ауры, как мне показалось, благоухающий утренней свежестью. Да и какая ещё аура могла бы свести с ума турецкого султана, пусть и в кино?

P. S. Автор благодарит заместителя директора Дворца культуры и спорта НЗФ Геннадия Николаевича Мороза за содействие в организации интервью.

Анатолий КУЧЕРЕНКО.

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала - "ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. 

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ