НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Ассорти Необычные профессии. Чтобы у вашего ребенка была правильная речь – разговаривайте с ним с самого рождения!
Необычные профессии. Чтобы у вашего ребенка была правильная речь – разговаривайте с ним с самого рождения! Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
14.08.2018 12:21

Казалось бы, ну кто же не слышал о такой профессии, как логопед. Конечно же, все скажут, что это специалист, занимающийся исправлением дефектов речи и улучшением дикции. Причем многие уверены, что работает он только с детьми. А между тем, к услугам таких специалистов прибегают и взрослые. Певцы и актеры, телеведущие, бизнес-тренеры и ораторы, например, часто обращаются к логопедам, чтобы улучшить качество речи. Вот только вряд ли многие из нас знают, как именно логопед это делает. Секреты своей любимой работы нам раскрыла учитель-логопед Никопольского коммунального дошкольного учебного заведения №2 «Капитошка» Алена СОСНОВСКАЯ. 

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ПЕДУЧИЛИЩА…

С будущей профессией Алена определилась сама, поставив маму перед фактом, что будет поступать в Никопольское педагогическое училище. Специальность выбрала довольно распространенную – воспитатель детского дошкольного учреждения. Через четыре года, в 2000-м, девушка получила диплом и начала работать по специальности в детском саду. Но в Бердянский педагогический университет Алена поступала уже на факультет дефектологии и логопедии. И это был настолько осознанный выбор, что она не только ни на секунду не пожалела об этом, но и до сегодняшнего дня, спустя 15 лет, просто обожает свою работу!

Сейчас Алена Сосновская уже может точно сказать, что желание стать логопедом у нее сначала подсознательно, а потом и вполне реально появилось еще во время учебы в педучилище.

– Нам так интересно, увлекательно и творчески преподавали педагогику, методику развития речи и основы логопедии, что я просто «загорелась» идеей стать логопедом. Кстати, эта профессия для женщины – просто находка. Ты не только можешь больше внимания уделять семье, но и твой ребенок обязательно будет правильно разговаривать, – смеется Алена Николаевна.

Алена Сосновская получает огромное удовольствие от работы, очень любит детей и всегда, как в первый раз, радуется, когда видит результат своих усилий. Поэтому вполне закономерно, что на сегодня она имеет высшую категорию, возглавляет методическое объединение логопедов города, которых, к слову, в Никополе совсем немного – всего 25 человек. Из них 13 работают в обычных детских садах , 6 – в дошкольных учреждениях компенсирующего типа , 2 – в общеобразовательных школах и 4 – в инклюзивно-ресурсном центре. 

logoped-2ИНОГДА ПРИЧИНЫ КРОЮТСЯ… ВО ВНУТРИУТРОБНОМ РАЗВИТИИ

– Алена Николаевна, скажите, а почему у одних детей речь очень быстро становится четкой и правильной, а другие не выговаривают отдельные звуки, даже став взрослыми.

Причин существует много и очень разных. Поэтому прежде чем ребенок начнет занятия с логопедом и будет зачислен в логопункт, он должен пройти медицинское обследование, чтобы мы могли увидеть полную картину его развития. И начинается это обследование с выяснения того, как проходила беременность мамы и роды. Внутриутробные патологии (гипоксия, инфекционные заболевания, травмы и стрессы мамы во время беременности, недоношенность), родовые патологии и травмы (асфиксия, которая приводит к кислородному голоданию головного мозга), маленький вес ребёнка – до 1 кг 500 г, проведение ряда реанимационных мероприятий могут стать причиной нарушений речи.

Кроме того, играет роль наследственность – например, если родители в детстве начали позже разговаривать. Сказываются также генетические факторы – неправильный прикус или патология нёба, а также травмы нёба, заикание и т. п. Также отражаются болезни первых лет жизни ребёнка: менингитовая инфекция, заболевание среднего и внутреннего уха, травмы головного мозга.

Но бывают и социально-бытовые причины того, что у ребенка есть нарушения речи. Например, иногда родители не умеют разговаривать или мало разговаривают со своими детьми. Включат им мультики или компьютерные игры и занимаются своими делами. При этом они забывают, что ребенок в это время все время молчит, а значит, он пассивный потребитель информации. А ему очень необходимо живое общение, и ни один гаджет не заменит его.

Более того, хочу подчеркнуть, что дети всегда копируют своих родителей. Если папа и мама говорят четко, правильно и не очень быстро (в противном случае, ребенок не успевает «схватывать» услышанное), не «глотают» слова, то вероятность постановки правильной речи намного больше.

Да, хочу подчеркнуть, что родители обязательно должны помнить неписаное золотое правило: не сюсюкать со своим ребенком. Он должен слышать правильную взрослую речь – собака, птица, кошка, конфета и т. д.

– Но ведь маленький ребенок не все взрослые слова может сразу произнести…

Это так. Ребенок разговаривает детским языком. И до определенного возраста это вполне нормально. Многие слова он упрощает, потому что у него нет еще, к примеру, свистящих звуков. Но мама или папа все равно не должны переходить на его язык. Если ребенок смотрит на собаку и говорит: «Гав», взрослые все равно должны говорить ему: «Да, это собака». Потому что если ребенок не слышит правильную речь, он не будет ее знать и использовать.

– А с какого возраста нужно разговаривать с ребенком?

– Вы, наверное, слышали гипотезу, что это нужно делать уже во время беременности, с еще не рожденным малышом. И в этом, наверное, есть доля правды. Развитие речи начинается с первого месяца жизни ребенка, так что разговаривать с малышом нужно обязательно. С двух-трех месяцев он уже гулит или, как говорят, агукает, поэтому обязательно должен слышать слова, видеть артикуляцию мамы. Разговаривая с ребенком, мы формируем его пассивный словарь, который позже перейдет в активный.

Поэтому у родителей, просто говоря, рот не должен закрываться. Идете с ребенком по улице, называйте предметы и действия, которые видите: дерево, машина, полетела птица и т. д. Даже если ребенок просто показывает пальчиком на что-то, взрослые должны правильно озвучивать название предмета, а ребенок – пробовать повторять. Говорите: «Да, это собака, она говорит «гав». Таким образом, в активном словаре ребенка будет слово «гав», а в пассивном – «собака». И со временем ребенок сам переведет слова из пассивного словаря в активный.

logoped-3

– А когда родителям нужно бить тревогу и вести свое чадо к логопеду?

– Существуют возрастные нормы, в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными речевыми навыками. Например, в возрасте трех-четырех лет дети должны выговаривать свистящие звуки, четырех-пяти – шипящие, а к пяти-шести годам – сонорные. Если этого нет, нужно исправлять ситуацию с помощью специалиста.  

Также следует обратиться к логопеду, если ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается). Если ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. К пяти годам не должно быть сильных искажений слов и переворачиваний – когда дети меняют местами начало слова и его окончание.

Обращаться к логопеду лучше всего в дошкольном возрасте (хотя и в школе можно тоже), так как в этот период речь ребёнка развивается интенсивнее всего и наиболее гибкая для преодоления речевых недостатков. Проблемы с развитием устной речи в первом классе могут проявиться в нарушении письменной речи. Если ребенок не выговаривает звук, он его не сможет и написать.

logoped-4

logoped-5

– Допустим, ребенку два года. Он все понимает, но не говорит, произносит только три-пять слов. Это повод, чтобы обратиться к логопеду?

– В два года у ребенка должно быть в словаре от 50 до 100 слов. Но здесь все индивидуально. Если он пока не говорит, но психофизическое развитие у него соответствует возрасту, мама постоянно беседует с малышом, развивает мелкую моторику, возможно, и не нужно волноваться. Хотя можно и проконсультироваться со специалистом. Но если такая ситуация возникает у трехлетнего ребенка, необходимо обратиться к логопеду. Потому что логопед не только занимается выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений, но и стимулирует её появление. Чем раньше вы обратитесь к специалисту за помощью, тем быстрее ребёнок овладеет правильной речью.

– А каждому ребенку можно исправить речь?

– Если нет медицинских аспектов и наследственности, безусловно, можно исправить дефекты речи и дикцию. А если все же они присутствуют у взрослых, возможно, в детском возрасте родители не обращались к специалистам, надеялись, что перерастут и все будет нормально. 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЗАВИСИТ ОТ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

logoped-6

– А как вы определяете, кому нужна помощь логопеда?

– В игровой форме я обследую артикуляционный аппарат детей. А для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слов, словарного запаса, грамматического строя и связной речи использую дидактический материал – картинки. Результаты обследования записываю в речевую карту ребенка и составляю индивидуальный план работы. Потому что даже при одинаковом диагнозе занятия с каждым ребёнком проходят по-разному. Очень важно также найти подход к каждому малышу, чтобы он не боялся, открылся мне и с удовольствием приходил на занятия.

– Расскажите немножко о том, как вы проводите занятия.

– Вы знаете, они настолько разнообразны, что об этом можно говорить очень долго. Занятия проводятся индивидуальные и подгрупповые. Их продолжительность зависит от возраста и речевого диагноза, а структура – от плана работы и содержания каждого периода обучения.

Любимыми и интересными элементами логопедических занятий всегда есть и будут: артикуляционная гимнастика с Язычком (сшитая мной кукла, которая участвует в занятиях и которую очень любят дети), упражнения и игры для развития речевого дыхания и фонематического слуха и мелкой моторики. Дело в том, что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому развитие мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Обычно, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы.

На своих занятиях, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием разноцветной морской солью, в логопедических целях я использую Су-Джок терапию – способ лечения, основанный на проекции всех частей, систем и органов тела на кисть и стопу. Формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга, поэтому можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

logoped-7

logoped

– Интересно, а малыши легко идут на контакт с вами? Особенно, если у них что-то не получается?

Знаете, лично у меня не было такого, чтобы ребенок не хотел заниматься, ведь все занятия проводятся в виде игры. Кроме того, все дети собирают «солнышки», которые получают за свои успехи. Не говоря о том, что они не хотят расстраивать Язычка (куклу), который занимается вместе с ними и скучает без них. Кстати, после того как одна девочка обескуражила меня вопросом: «А почему Язычок-мальчик есть, а Язычка-девочки нет?», мне пришлось сшить вторую куклу-помощницу.

– Домашние задания задаете детям?

– Обязательно. Без взаимосвязи с родителями и закрепления навыков дома, даже выкладываясь на сто и больше процентов, не получишь желаемого результата. Так что родители повторяют дома с детьми упражнения и всегда в курсе, чем мы занимаемся, что получается, а что – нет.

Иногда мамы или папы проявляют чрезмерную самодеятельность и сами начинают заниматься с детьми по найденной в Интернете информации. Хочу предостеречь от такой инициативы. Лучше, чтобы постановкой звуков занимался специалист, потому что переучить намного сложнее, чем научить.

– Вы помните свой первый успех в профессии?

– Конечно. После педуниверситета я пришла, конечно же, с теоретическими знаниями, а на практике все было сложнее и по-другому. Но у меня была очень хорошая, с большим опытом наставница, которая советовала, подсказывала. Так что постигала профессию постепенно. И со временем настал момент, когда я увидела, что кое-что могу. Было у меня два мальчика, которые в силу разных причин почти не разговаривали и заменяли речь жестами. После двух-трёх лет работы с ними они пошли в школу с чистой речью. Это была моя первая небольшая победа в работе логопедом.

Вообще-то хочу сказать, что редко не видишь положительных результатов, даже когда родители не помогают.

– Алена Николаевна, а что нужно для того, чтобы быть хорошим логопедом?

– Логопед должен уметь научить ребенка правильно говорить. И для этого немаловажно, чтобы у него самого была правильно поставленная речь. Он должен хорошо знать анатомию человека, уметь применять на практике теоретические знания, быть терпеливым, потому что в нашем деле не бывает быстрых результатов. А еще – коммуникабельным и настойчивым человеком, который любит детей. Если все это суммировать, то можно сказать так: он должен «гореть» на работе, потому что у нас не та профессия, чтобы просто отбывать время.

И, несомненно, каждый логопед должен постоянно расти, развиваться, повышать свою квалификацию. Ведь дети со временем меняются, значит, нужно применять и другие формы работы. Поэтому лично я всегда в поиске. Недавно, к примеру, в Днепре я проходила мастер-класс по логопедическому массажу. Вот сейчас готовлюсь, чтобы применять его во время занятий.

 

 

Ольга ПРИХОДЬКО.

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ